Политические права и свободы

Особенность политических прав и свобод заключается, в первую очередь, в том, что их носителями, субъектами являются лишь граждане Украины, а не все лица, которые проживают на ее территории. Политические права и свободы закреплены в Конституции Украины и в разных международных документах, например Международном договоре о гражданских и политических правах.

К политическим правам и свободам относятся:

1) свобода мысли и слова (в Общей декларации прав человека, Международном договоре про гражданские и политические права, Европейской конвенции о защите прав и фундаментальных свобод человека, ст. 34 КУ, ч. 3 ст. 15 КУ, ЗУ "Об информации" от 2 октября 1992 г., "О печатных средствах массовой информации (прессу) в Украине" от 16 ноябрь 1992 г., "О телевидении и радиовещании" от 21 декабря 1993 г., "О системе общественного телевидения и радиовещания Украины" от 18 июля 1997 г., "О рекламе" от 3 июля 1996 г., "О Национальном архивном фонде и архивных учреждениях" от 24 декабря 1993 г.;

Свободу мысли и слова как одно из фундаментальных прав человека закріплено во многих международных документах, в частности в Загальній декларації прав людини, Міжнародному договорі про громадянські та політичні права, Європейській конвенції про захист прав і фундаментальних свобод людини. Следует отметить, что свобода мысли вообще не может быть ограничена, поскольку запретить можно лишь высказывание определенных мыслей, их обнародование, чего часто боятся антинародные режимы, преследуя так называемых инакомыслящих.
Право на свободу мысли и слова (ст. 34 Конституції)-это возможность свободного выражения лицом своих взглядов и убеждений в любой формi, возможность лица на собственное усмотрение собирать, сохранять, использовать и распространять информацию в устной, письменной форме или в будь- какой другой способ (исключения относительно реализации этого права должны закрепляться в законi); это - запрет цензуры (ч. 3 ст. 15 Конституції).Реализация данного права конкретизирована в Законах України "Про інформацію" від 2 жовтня 1992 р., "Про друковані засоби масової інформації (пресу) в Українi" від 16 листопада 1992 р., "Про телебачення і радіомовлення" від 21 грудня 1993 р., "Про систему суспільного телебачення і радіомовлення України" від 18 липня 1997 р., "Про рекламу" від 3 липня 1996 р., "Про Національний архівний фонд й архівні установи" від 24 грудня 1993 р. и в некоторых других нормативно-правовых актах.
Право на свободу мысли и слова тесно связано с правом на информацию и с гласностью. Информация - это документированные или публично объявленные ведомости о событиях и явлениях, которые происходят в суспільствi, государстве и окружающей среде. Право на информацию - это возможность лиц и государственных органов свободно получать, использовать, распространять и сохранять відомостi, необходимые для реализации своих прав, свобод и законных интересов, для осуществления задач и функций. Результатом всесторонней и полной реализации права на информацию есть гласность. Гласность - это состояние осведомленности общества и отдельных граждан о явлениях, событиях, процессах, которые происходят в обществе и государстве. Он является неотъемлемым признаком существования в стране режима демократии.
Признавая право на свободу мысли и слова, демократические государства, в том числе и Украина, ограничивают его запретом пропагандировать взгляды, которые противоречат интересам национальной безопасности, разжигают межнациональную, межэтническую или міжконфесійну вражду, пропагандируют жестокость и насилие, провоцируют волнение или преступления и т.п..
Свобода слова и печати не допускает также разглашения коммерческой таємницi, интимных сторон семейной жизни и т.п..

2) свобода собраний, митингов, походов и демонстраций (ст. 39 КУ,);

Право на мирное собрание и манифестации (ст. 39 Конституції)есть важным демократическим достоянием и действенной мерой, благодаря котор граждане могут свободно обсуждать актуальные вопросы государственного и общественного развития, протестовать против любых ограничений демократии или тех или других отрицательных проявлений в політицi, против нарушения их прав и т.п.. Это право принадлежит к системе мировых демократических стандартов в околице прав гражданина. Конкретные мероприятия по его осуществлению регулируются национальным законодательством, в том числе и законодательством Украины. Основной особенностью этого права есть установления порядка, за которым собрание и манифестации должны быть мирными, их участники не должны иметь оружия. Об осуществлении этих акций должны заблаговременно извещаться органы местного самоуправления.
Ограничение относительно реализации данного права может быть установлено лишь судом с целью защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны национальной безопасности и общественного порядка.

3) право на обращение к органам государственной власти и местного самоуправления (ст. 40 КУ, ЗУ "Об обращениях граждан" от 2 октября 1996 г.);

Право на обращение (ст. 40)может осуществляться в разных формах, в индивидуальном или коллективном порядке. Адресатами обращений являются государственные органы разного уровня, органы местного самоуправления, должностное и служебное лица этих органов. Запрещается отказ в принятии и рассмотрении обращения со ссылкой на политические взгляды, партийную принадлежность, возраст, вероисповедание, национальность гражданина, незнание языка обращения. Преследование граждан и членов их семей за представление и обращение запрещается.
Очень важно, чтобы обращение граждан рассматривались по сути дела, в сроки, установленные действующим законодательством, а ответа были обоснованным. Несоблюдение должностными лицами требований закона дает гражданину право обращаться к суду за защитой.
Осуществление права граждан на обращение регулируется Законом України "Про звернення громадян" від 2 жовтня 1996 р. Этим Законом установлено, что обращение рассматриваются и решаются на протяжении одного месяца со дня их поступления, а тi, которые не нуждаются в дополнительном изучении, - безотлагательно, но не позднее как за 15 дней со дня их получения. Общий срок решения вопросов, возбужденных в зверненнi, не может превышать 45 дней.

4) право на объединение в политические партии, профессиональные союзы и другие общественные организации (ст. 36 КУ, 37 КУ, ЗУ "Об объединениях граждан" от 16 июня 1992 г., ЗУ "О политических партиях в Украине" от 5 апреля 2001 г.);

Право на объединение в политические партии и общественные организации дает возможность гражданину активно участвовать в общественной и политической жизни общества. Граждане приобретают возможность влиять на принятие тех или других экономических решений, на определение политического курса страны. Те или другие вопросы люди могут решать более эффективно, объединившись в партии, профсоюза, общественные организации, другие объединения.
Объединение граждан - это добровольное общественное формирование, созданное на основе единства интересов и общей реализации гражданами своих прав и свобод. Политическая партия - это объединение граждан - приверженцев определенной общенациональной программы общественного развития, которые имеют главной целью участие в изготовлении государственной политики, формировании органов государственной власти и местного самоуправления и представительство в их составе.
Общественная организация - это объединение граждан для удовлетворения и защиты своих законных социальных, экономических, творческих, вековых, национально-культурных, спортивных и других общих интересов. Организационная структура, цель и цели общественных организаций определяются в их уставах. Международные общественные организации могут иметь свои руководящие органы за границей. Членами общественных организаций могут быть и иностранцы. На начало 2001 г. в Украине зарегистрировано 1376 всеукраинских и международных и свыше 12,7 тыс. местных общественных организаций.
Профессиональные союзы - это общественные организации, которые объединяют граждан, связанных общими интересами за родом профессиональной деятельности. Граждане имеют право на участие в профессиональных союзах с целью защиты своих трудовых и социально-экономических прав и интересов. Профессиональные союзы образовываются без предыдущего разрешения на основе свободного выбора их членов. Все профессиональные союзы имеют равные права.
Согласно Конституции (ст. 36,37)и Законом України "Про об'єднання громадян" від 16 червня 1992 р. граждане Украины имеют право на свободу объединения в политические партии и общественные организации для осуществления и защиты своих прав и свобод и удовлетворение политических, экономических, социальных, культурных и других интересов, за исключением ограничений, установленных законом в интересах национальной безопасности и общественного порядка, здравоохранения населения или защиты прав и свобод других людей.
Политические партии в Украине оказывают содействие формированию и выражению политической воли граждан, активно участвуют в выборах. Членами политических партий могут быть лишь граждане Украины, которые достигли 18-летнего возраста. Политические партии в Украине образовываются и действуют только со всеукраинским статусом. Они регистрируются в Министерстве юстиции, имеют свои устав и программу, могут иметь собственную символику. Создание региональные партии запрещены. В порядке, предусмотренном законодательством, политические партии имеют право: участия в изготовлении государственной политики; участия в формировании органов государственной власти, представительства в их складi; доступа во время избирательной кампании к государственным средствам массовой информации.
Политические партии имеют право на имущество, приобретенное от продажи общественно-политической литературы, других агітаційно-пропагандистських материалов, изделий с собственной символикой, проводка фестивалей, праздников, выставок, лекций, других политических мер.
Политическим партиям запрещается прямо или опосредованно получать средства и имущество от иностранных государств и организаций, международных организаций, иностранных граждан или анонимных пожертвувачів. Политические партии являются неприбыльными организациями.
На начало 2002 г. в Украине зарегистрировано свыше 120 политических партий.
Все объединения граждан равные перед законом. Никто не может быть принужден ко вступлению в любое объединение граждан или ограниченный в правах за принадлежность или непринадлежность к политическим партиям или общественным организациям.
Образование и деятельность политических партий и общественных организаций, программные цели или действия которых направленные на ликвидацию независимости Украины, изменение конституционного порядка насильническим путем, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, подрыв ее безопасности, незаконное увлечение государственной власти, пропаганду войны, насилия, на разжигание межэтнической, расовой, религиозной ворожнечi, посягательство на права и свободы человека, здоровье населения, запрещаются. Политические партии и общественные организации не могут иметь военизированных формирований. Не допускаются создание и деятельность организационных структур политических партий в органах исполнительной и судебной власти и исполнительных структурах, органах местного самоуправления, в военных формированиях, а также на государственных предприятиях, в учебных заведениях и других государственных учреждениях и организациях.
Запрет деятельности объединений граждан осуществляется лишь в судебном порядке.
Порядок организации и деятельности политических партий регламентируется Законом України "Про політичні партії в Українi" від 5 квітня 2001 року.

5) право на участие в управлении государственными делами;

6) избирательные права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: