Цель экзамена — завершить курс обучения по конкретной дисциплине, проверить сложившуюся у студента систему понятий и отметить степень полученных знаний.
Основные функции экзамена — обучающая, оценивающая и воспитательная.
Обучающее значение экзамена состоит в том, что студент в период сессии вновь обращается к пройденному материалу, перечитывает конспект лекций, учебник, иные источники. Он не только повторяет и закрепляет полученные знания, но и получает новые.
Оценивающая функция экзамена заключается в том, что они подводят итоги как знаниям студентов, так и всей учебной работе по данному предмету.
В идеале к экзамену необходимо начинать готовиться с первой лекции, первого практического занятия. По большому счету возможности для этого создаются. Однако далеко не все студенты сразу «включаются» в такую долгосрочную и достаточно напряженную подготовку.
Зачастую студенты выбирают «штурмовой метод» когда факты закрепляются в памяти в течение немногих дней. Однако они не могут образовать прочных ассоциаций с другими понятиями. Поэтому знания, приобретенные с помощью подобного метода, как правило, ненадежны и бессистемны.
|
|
Материал же, набираемый памятью постепенно, день за днем, в связи с различными контекстами, освещенный с разных точек зрения, связанный ассоциациями с другими событиями и неоднократно подвергавшийся обсуждению, образует качественные знания.
Отвечая на конкретный вопрос, необходимо исходить из принципа плюрализма, согласно которому допускается многообразие концепций, суждений и мнений. Это означает, что студент вправе выбирать по дискуссионной проблеме любую точку зрения, но с условием ее достаточной аргументации.
При подготовке к экзамену важно наряду с лекциями, учебниками и т. п. максимально использовать и программу курса. Ведь она включает в себя разделы, темы и основные проблемы предмета, в рамках которых и формируются вопросы для экзамена. Поэтому студент, заранее посмотрев программу курса, сможет лучше сориентироваться: чем ему может помочь программа и в какой последовательности (чтобы структурировать знания, построить их в определенную систему) осваивать учебный курс.
На экзамене преподаватель может задать студенту дополнительные и уточняющие вопросы. Если первые задаются помимо вопросов зачетного билета и связаны, как правило, с плохим ответом, то вторые — в рамках билета и направлены на уточнение мысли студента.
Можно выделить следующие критерии, которыми обычно руководствуются преподаватели на экзамене:
1) правильность ответов на вопросы (верное, четкое и достаточно глубокое изложение идей, понятий, фактов и т. д.);
2) полнота и одновременно лаконичность ответа;
3) новизна учебной информации, степень использования и понимания научных и нормативных источников;
4) умение связывать теорию с практикой, творчески применять знания к неординарным ситуациям;
5) логика и аргументированность изложения;
6) грамотное комментирование, приведение примеров, аналогий;
7) культура речи.