Характеристика классного коллектива
1. Общие сведения: класс, количество и состав учащихся (девочек и мальчиков), возраст, стаж совместной жизнедеятельности, направленность особые условия и т.д.
2. Психологическая оценка коллектива с позиций уровня его развития – диффузная, ассоциация, кооперация, коллектив.
3. Структура межличностных отношений в классе, степень «расслоения» детей по эмоциональной привлекательности:
• Есть ли аутсайдеры или «отверженные» и сколько таких детей, т.е.
детей за пределами общения в классе.
• Какова степень психологической защищенности ребенка в классе.
• Как представлены дети с другими статусами («популярные», «принятые» и Др.).
4. Как представлено лидерства в классе:
• Есть ли реальные лидеры.
• Какова направленность лидеров.
• Отношения лидеров и группы, лидеров друг с другом.
5. Советы классному руководителю о способах формирования группы как коллектива.
Характеристика стиля взаимодействия классного руководителя и школьников (демократический, авторитарный, либеральный, синтетический). Авторитет классного руководителя среди учащихся. Умеет ли он устанавливать психологически обоснованные взаимоотношения со школьниками. Роль классного руководителя в формировании класса и его сплочении как коллектива.