Оценка результатов

Учитывается то, насколько испытуемый может выде­лять существенные признаки сходства и различия поня­тий. Неумение выделять эти признаки свидетельствуют о слабости обобщений и склонности к конкретному мышле­нию. Кроме того, исследователю надо обратить внимание на то, как испытуемый выполняет требования, касающиеся заданной последовательности.

При выполнении заданий, что ему дается легче — на­хождение сходств или различий.

Дошкольники и младшие школьники вместо выделе­ния общего обычно указывают на различия объектов, по­скольку за операцией различия стоит наглядно-действен­ное и наглядно-образное мышление. За указанием на об­щее кроется операция введения в отвлеченную категорию. Таким образом, тот факт, что раньше созревает различие, а затем обобщение, свидетельствует о смене психологиче­ских операций, о переходе от наглядных форм мышления к словесно-логическому обобщению. Поэтому для школь­ников особенно трудными будут задачи таких категорий: например, «ворона - рыба», - слова, у которых трудно найти общее.

У младших школьников возникает операция обобще­ния, которая принимает форму выделения общих призна­ков, но очень часто за ней кроется еще наглядное сравне­ние или введение предметов в общую наглядную ситуа­цию, для них трудны задачи категории, например, «всад­ник-лошадь», слова находятся в условиях конфликта, их очень трудно сравнивать.

Оценивается также логичность хода высказываний ис­пытуемого. Имея инертное, вязкое мышление, испытуе­мый соскальзывает при сравнении слов со сходств на раз­личия или наоборот, отвлекаясь на незначительные, вто­ростепенные моменты, уделяя им большое внимание, мо­жет терять нить рассуждений и т.д.

Диагностика отношений ребенка к членам семьи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: