Семь уровней любви

Вся наша жизнь — это вечный поиск Любви и великая школа воз­вышенных взаимоотношений. Наш путь начинается с грубых жи­вотных инстинктов и достигает своего совершенства в среде чи­стых духовных эмоций. Мы рождены только лишь для того, чтобы научиться взаимоотношениям обитателей духовного мира. По­требность бескорыстно любить заложена в каждом и напоминает нам о нашей духовной природе, а также о том, что наш истинный дом — это царство Бога, мир чистой любви. Недаром именно свет­лые, чистые взаимоотношения являются основой любых пред­ставлений о счастье.

Чтобы вызвать к себе любовь окружающих, мы должны обла­дать притягательными для других качествами. Это значит, что, ис­кренне стремясь к возвышенным отношениям, мы просто вынуж­дены становиться лучше. Если человек хочет приносить другим радость — это указывают на то, что он счастлив и хочет поделиться с ними своей любовью. В противовес этому, любое действие, со­вершенное с намерением причинить боль другим, сообщает о том, что этот человек глубоко несчастен и подсознательно хочет силой привлечь к себе внимание и отомстить за недостаток любви. Лю­бой наш поступок — это, по сути, поиск или проявление любви. Из-за нищеты сердца люди испытывают одиночество и страшную пустоту в жизни, начинают пить и употреблять наркотики.

Любой негативный поступок человека — это крик о помощи. Как это ни парадоксально, больше всего в любви нуждается имен­но тот, кто в данный момент меньше всего ее достоин. Святые люди испытывают сострадание к таким людям, и даже в обмен на боль стараются согреть их теплом своей души: любовь нельзя ку­пить или украсть, ею можно только поделиться. Одна из основных причин страданий многих людей в наше время — это то, что они начинают ценить материальные приобретения больше, чем раз­витие своих хороших качеств, которые привлекают любовь окру­жающих. Обращая внимание лишь на ценность подарков, а не на проявления любви, со временем люди приходят лишь к глубокому разочарованию.

Научиться любить — это внутренний труд. Лишь бескорыстно отдавая любовь, мы постепенно сами становимся достойными ее. И если человек не пытается себя обмануть, то, чтобы обрести на­стоящую любовь, ему придется пожертвовать ленью, самолюби­ем, завистью — всем тем, что мешает проявиться нашим хорошим чертам. Путь любви — это нелегкий путь отказа от всепоглощаю­щей корысти к обретению полной внутренней свободы, свободы от эго. Христианская традиция выделяет два типа сознания: гре­ховность и святость. Но мы не становимся святыми в одно мгнове­ние. Веды сравнивают духовный рост с прорастанием лианы люб­ви и подробно описывают различные стадии этого роста. Любовь между мужчиной и женщиной стали воспевать поэты средневеко­вья, и с тех пор понятие любви значительно ограничилось. В дей­ствительности же любовь является проявлением энергии души в ее взаимоотношениях с Богом и всем его творением. Разумеется, раскрытие способности любить отражается и на всех отношениях человека с окружающими, и в первую очередь — с самыми близ­кими ему людьми. Поскольку душа — понятие женского рода, ин­дийские писания связывают различные стадии пробуждения бо­жественной любви с именами великих женщин и богинь древней ведической традиции: Рати, Шачи, Савитри, Парвати, Сарасвати, Лакшми и Шримати Радхарани.

1. На первом уровне восприятия мира находятся люди, для которых материальные приобретения и сексуальные наслаж­дения являются смыслом жизни и основной причиной создать семью и взять на себя нелегкое бремя воспитания детей. Такие семьи нередко распадаются, если хотя бы один из супругов на­ходит другого неспособным материально его обеспечить или удовлетворить сексуальные потребности. К сожалению, совре­менная цивилизация стаскивает и удерживает человека на этом грубом материальном уровне антропоцентризма, где каждый человек считает себя центром мироздания и стремится безгра­нично эксплуатировать ресурсы планеты и всех окружающих для собственного наслаждения. Сейчас усилия всех СМИ направлены именно на то, чтобы люди видели смысл своего существования в приобретении все большего количества товаров и услуг, и строи­ли взаимоотношения, главным образом, лишь на основе половой близости. Этим начальным уровнем развития любовных отноше­ний заведует Рати — целомудренная жена Купидона. Всевышний Господь наделил этого прекрасного полубога способностью про­буждать плотские желания в сердцах живых существ для того, что­бы продолжать жизнь во Вселенной.

2. Те, кто возвысились над корыстными устремлениями и на­ходят счастье в достижении поставленных перед собой творче­ских целей, являются очевидными двигателями прогресса. Они совершают великие открытия, живут ради искусства, строят мо­сты через Ла-Манш, внедряют новейшие технологии и всячески стремятся изменить внешнюю жизнь общества к лучшему. Такие личности могут привлекать значительные материальные ресурсы благодаря тому, что используют их для осуществления творческих целей.

Если первый уровень объединяет тех, чей смысл жизни — приобретение, то на второй ступени находятся люди творчества. Благодаря тому, что деньги для них — не цель, а средство, они об­ладают сильной внутренней энергией, которая позволяет им до­биваться успеха в жизни и проживать ее более ярко и насыщен­но. Подобное притягивает подобное, поэтому женщины, которых восхищают такие целеустремленные личности и которые рады терпеть вместе с ними любые трудности, тоже находятся на этом уровне внутреннего развития. Его олицетворяет собой Шачидеви, супруга царя небес — Индры (в греческой традиции — Зевса). Эта богиня служит мужу так же, как любящая рабыня служит своему господину. Благодаря самопожертвованию таких женщин, их му­жья могут достичь любой поставленной цели. Именно о них гово­рится, что за каждым великим мужчиной стоит великая женщина.

Дороти Карнеги, чей муж стал всемирно известным бизнес-консультантом, в своей книге «Как помочь мужу преуспеть в деле» приводит замечательный пример: в конце 90-х гг. прошлого века, в электрической компании в г. Детройте работал молодой меха­ник за 11 долларов в неделю. Трудился он по 10 часов в день, а, приходя домой, зачастую по полночи работал у себя в сарае, пы­таясь изобрести новый тип двигателя. Его отец считал, что парень тратит время впустую, соседи называли сумасшедшим, никто не верил, что из этих занятий выйдет что-либо путное. Никто, кроме его жены. Она помогала ему работать по ночам, по нескольку ча­сов держа над его головой керосиновую лампу. Синели руки, зубы стучали от холода, она то и дело простужалась, но она так вери­ла в мужа!!! Спустя годы из сарая раздался шум. Соседи увидели, как по дороге без лошади, в одной телеге ехали сумасшедший и его жена. Чудака звали Генри Форд. Когда, беря интервью у Фор­да, один журналист поинтересовался, кем бы Форд хотел стать в следующей жизни, гений ответил просто: «Кем угодно, лишь бы рядом со мной была моя жена».

«Верьте в своего мужа и, если он стоит того (а если вы вышли за него замуж, видимо, он того достоин), положите свои силы во имя его успеха. Мой муж не знает, сколько что стоит в магазине, зато я могу проснуться ночью и сказать, в каком ящике лежит тот или иной до­кумент, и на какой странице содержатся сведения, необходимые ему сегодня. Сортировать носки и стирать пыль скучноватое занятие. Но ведь вы можете учиться вместе с мужем, чтобы однажды оказать­ся полезной ему. Вы можете подарить ему атмосферу, в которую всег­да будет приятно возвращаться, вы можете создать ему надежный тыл. Жена своего мужа — это сложная профессия; это женщина, кото­рая преуспела в ста и одной специальности. Идеальная домохозяйка, отлично разбирающаяся в делах своего мужа, — лучшее, что может пожелать для себя мужчина. Освободите его от рутины, и он станет Богом в своем деле», — эти слова принадлежат Мэйми Эйзенхауэр, ее муж стал президентом Америки.

Мужчины более приспособлены для открытой активной де­ятельности в обществе, но необходимую для этого психическую силу и вдохновение они получают от женщин. Как ледокол ломает лед благодаря работе двигателя, так и мужчина получает огром­ную внутреннюю силу благодаря заботе и поддержке своей вер­ной любящей жены

3. По мере духовного роста творческие люди постепенно при­ходят к пониманию, что путь к счастью и процветанию лежит не толь­ко через внешние изменения в обществе, а в большей степени — че­рез развитие таких общечеловеческих ценностей, как милосердие, справедливость и доброта. Те, кто искренне стремятся развить в себе возвышенные качества характера, находят умиротворение и радость в чистых и возвышенных отношениях. Благородство души является главной отличительной чертой людей, находящихся на этом уровне и выше. Олицетворением любви, проявляемой на этом уровне, явля­ется принцесса Савитри, которая оставила царскую роскошь и ушла жить в лесную хижину, чтобы верой и правдой служить благородно­му Сатьявану, очарованная красотой его души. Целомудрие Савитри и сила ее любви поразили даже повелителя смерти Ямараджа, ко­торый был вынужден уступить ее просьбе и продлить срок жизни ее мужа. На этом уровне красота и глубина взаимоотношений двух любящих друг друга сердец превосходят силу смерти, и в следующей жизни они встречаются снова.

4. Человек с возвышенным складом ума всегда стремит­ся приносить пользу окружающим. Он совершенствует свой та­лант, внутренний мир и все свои способности в духе служения обществу. На этом уровне человек начинает постигать мудрость устройства космического мироздания и понимает важность вы­полнения долга. Бескорыстно исполняя свой долг, человек ощу­щает присутствие и помощь Высших сил и наполняется глубокой признательностью к Богу — безграничному источнику Любви — и испытывая желание действовать под его руководством. На этом уровне муж и жена с нежностью служат и помогают друг другу так же, как помогают друг другу брат и сестра, стремясь поделиться с окружающими радостью духовного общения. Воспитание детей, наделенных всеми добродетелями, становится их служением Богу и обществу. Сама богиня Дурга — олицетворенная мать-природа, в таком умонастроении служит своему великому супругу — Госпо­ду Шиве. Практически все восточные культуры основывались на этом надежном фундаменте бескорыстного служения обществу.

Древнеяпонская культура Бусидо является одним из таких примеров достижения внутренней и внешней гармонии через бескорыстное выполнение долга. Слово «самурай» в переводе означает «слуга». Истинный самурай — это совершенный слуга, безупречно владеющий своими чувствами и лишенный даже тени корысти. Приверженность дхарме — бескорыстное выполнение своих обязанностей — являлось так же сутью культуры Древней Индии и ведического мировоззрения в целом.

Бескорыстное служение по своей сути соответствует изна­чальной природе души и поэтому несет с собой умиротворение и внутреннюю радость, которые являются причиной и следствием дальнейшего духовного просветления. Чем выше духовный уро­вень человека, чем он бескорыстнее, тем меньше его интересует богатство, но тем доступнее оно становится, и в этом кроется глу­бокий секрет этого мира иллюзий. Пример этому — сам Господь Шива. Являясь повелителем всех мистических сил и выполняя любые желания всех, кто ему поклоняется, сам он не заботится даже о том, чтобы построить себе дом, и живет просто под дере­вом. Несмотря на то, что в его подчинении находится вся могу­щественная материальная энергия, он полностью умиротворен и ни в чем не нуждается. Большую часть своего времени всеблагой Шива проводит в медитации, созерцая Всевышнего Господа сво­им внутренним зрением и заботясь только о благополучии всех живых существ.

5. Проявлением еще более возвышенного обмена между су­пругами являются отношения, подобные отношениям Богини зна­ния Сарасвати и архитектора Вселенной Господа Брахмы (в сла­вянской традиции — Сварога), творца Вселенной. На этом уровне взаимоотношения супругов приводят к их взаимному духовному росту, поскольку каждый из них своими духовными качествами и деяниями вдохновляет другого еще лучше служить Богу. Люди, находящиеся на этом уровне, рассматривают духовное развитие как главную цель своей жизни, и действуют так, чтобы каждый по­ступок приближал их к Богу.

6. Духовным возвышением через самопожертвование мож­но назвать такое состояние души, когда человек жертвует своим счастьем ради блага других, и таким образом приближается еще ближе к Богу. Совершенством таких глубоких чувств является лю­бовь к Богу Богини процветания — Лакшми. На этом уровне лю­бовь ко всем живым существам побуждает человека жертвовать всеми своими интересами ради духовного возвышения окружа­ющих. Практически все основатели истинных мировых религий действовали, исходя из умонастроения, присущего этому уровню.

7. Чувства, которые питает Шримати Радхарани к Кришне, яв­ляются наивысшим, непостижимым проявлением любви. На этом уровне не существует ничего, кроме всепроникающей бескорыст­ной любви, которая способна управлять даже самим Богом. До­стигнув этого уровня, человек утрачивает двойственное восприя­тие мира и перестает считать кого-то хуже, а кого-то — лучше. Для такого человека не существует врагов, горя и зла, и каждый его поступок продиктован только любовью. Тот, кто обрел такую воз­вышенную любовь, получает право стать обитателем духовного мира.

Духовный рост или наша способность любить прямо пропор­циональны нашему отказу от корысти во всех ее проявлениях. По мере нашего отказа от корысти наше служение близким и окружа­ющим начинает приносить нам все больше и больше внутреннего удовлетворения и внутренней радости, постепенно становясь на­шей потребностью и превращаясь в любовь. Если человек сосре­доточен только на личной выгоде и собственных удовольствиях, то процесс работы ему никакой особенной радости не приносит; его интересует лишь результат: сколько ему заплатят, или что он за это получит. Но на более высоких уровнях та же самая деятель­ность может восприниматься как хобби и стать наградой уже сама по себе.

Изменение нашего сознания и пробуждение чистой любви ничего не стоит нам в денежном отношении и не требует свер­хъестественных усилий. Необходимо только добавить духовную составляющую в повседневную жизнь, и все происходящие во­круг события вдруг станут приобретать для нас совершенно дру­гое значение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: