Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Категории дел, отнесенных к делам, которые возникают из публичных правоотношений, и рассматриваемых судами общей юрисдикции, определены в ст. 245 ГПК РФ:
1) об оспаривании нормативных правовых актов;
2) об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
3) о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан РФ;
4) иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда.
Данный перечень носит открытый характер, и в соответствии с абз. 5 ст. 245 ГПК РФ по правилам гражданского судопроизводства могут рассматриваться также иные дела, возникающие из публично-правовых отношений, отнесенные федеральными законами к ведению суда.
|
|
К иным делам, возникающим из публичных правоотношений и отнесенных федеральным законом к ведению суда, можно отнести дела по жалобам на отказ в регистрации общественных и религиозных объединений, о прекращении их деятельности.
ГПК РФ не допускает возможности оспаривания в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, решений и действий (бездействия) учреждений, предприятий, организаций, их объединений и общественных объединений.
Следовательно, с 1 февраля 2003 года дела об оспаривании решений и действий (бездействия) учреждений, предприятий, организаций, их объединений и общественных объединений должны рассматриваться по правилам искового производства, в том числе с соблюдением общих правил подсудности, как дела по спорам о защите субъективного права.
ГПК РФ не определяет порядок производства по делам об административных правонарушениях, в том числе и порядок рассмотрения жалоб на постановления, вынесенные по делам об административных правонарушениях. Этот порядок с 1 июля 2002 года устанавливает Кодекс РФ об административных правонарушениях.
Особенности производства по делам, возникающим из публичных правоотношений:
1) участники публичных правоотношений не обладают равенством в материальных правоотношениях: одной из сторон всегда выступает представитель публичного образования, обладающий властными полномочиями;
2) основная цель суда при рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений, - не разрешить спор о праве, а осуществить судебный контроль законности действий государственных и муниципальных органов и их представителей;
|
|
3) суд приступает к рассмотрению дела, возникающего из публичных правоотношений, на основании заявления заинтересованного лица;
4) в качестве сторон при рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений, выступают заинтересованное лицо и представитель публичного образования;
5) порядок рассмотрения и разрешения дел, возникающих из публичных правоотношений, основан на сочетании общих правил искового производства и специальных правил:
а) не применяются правила заочного производства;
б) суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (формулой иска);
в) коллегиальное рассмотрение дел о расформировании избирательной комиссии, комиссии по проведению референдума по первой инстанции судом в составе трех профессиональных судей;
г) мировые судьи не рассматривают дел, возникающих из публичных правоотношений, т.е. решение суда по указанным делам вступает в законную силу по истечении срока на кассационное обжалование; апелляционного обжалования по публично-правовым делам нет;
6) если при подаче заявления в суд будет установлено, что имеет место спор о праве, подведомственный суду, судья оставляет заявление без движения и разъясняет заявителю необходимость оформления искового заявления; если при этом нарушаются правила подсудности дела, судья отказывает в принятии заявления.
Таким образом, производство по делам, возникающим из публичных правоотношений, - это специфическое производство, заключающееся в правоотношениях и деятельности его участников при определяющей роли суда по рассмотрению дел, связанных с осуществлением судебного контроля законности действий государственных и муниципальных органов и их представителей в материальных публичных правоотношениях, участники которых не обладают равенством.