Актер получил роль. С одной стороны, перед ним образ, созданный драматургом, с данным ему характером; с другой — он сам, актер, создатель роли, со своим собственным внутренним миром. В результате на сцене должен появиться диалектический сплав первого и второго. Каков же путь создания этого сплава?
Актер, разбирая логику действия роли и стараясь сделать её своей, погружает себя в сценические обстоятельства пьесы, устанавливает отношение к месту действия и к своим партнерам, находит необходимую характерность и начинает действовать согласно указаниям автора от своего собственного имени. При этом он переводит себя, свою жизненную позицию, свое понимание окружающей действительности, логику своего поведения на линию логики поведения замышляемого персонажа.
В процессе"творчества актер выращивает в самом себе требуемые качества души будущего образа. Он «высвечивает» одни стороны своего характера и «затемняет» другие. В итоге он становится другим, оставаясь при этом самим собой.
|
|
Сопоставляя логику поведения себя и «его» — своего будущего образа, актер стремится найти точки их соприкосновения. Ведь актер-человек испытывал в той или иной степени — в жизни или в воображении — все оттенки человеческих чувств. Если он даже не испытал, предположим, чувства радости от победы на каких-либо спортивных соревнованиях, то он, несомненно, испытал сходное чувство радостного удовлетворения, например, от того, что прошел сложный конкурс и поступил в театральное училище. Воссоздав в своей памяти радость поступления, он должен как бы положить ее на место радости от успеха в соревновании.
Если все же для актера какое-то качество не является доминирующей чертой характера, а образ обладает именно этим качеством, то актер, опираясь на свою фантазию, выращивая в себе эту черту, может восполнить недостающее качество характера.
Несложно ответить и на такой вопрос: как быть в тех случаях, •когда актер не может поставить себя на место действующего лица и относиться к партнерам согласно требованиям автора? Все мы знаем, что в этих случаях нужно с помощью «если бы» Станиславского изменить свое отношение к обстоятельствам и к партнерам. Надо задать себе вопрос: как бы я поступил в таком-то конкретном жизненном случае, если бы, предположим, с детства был избалован родителями, не привык преодолевать трудности? И, согласно уже измененной логике, действовать, руководствуясь авторским замыслом. Этот момент является самым существенным для решения интересующей нас проблемы.
Возникает перемена отношений. Что это такое? Я отношусь к своему партнеру как, скажем, к старому другу. Что это значит, какой процесс во мне при этом происходит? Я вспоминаю реально