Стр. 20

Вот это-то свойство изменчивости человека и лежит в основе творческого перевоплощения актера. В жизни оно «неуправляе­мо»: мы не думаем, какими мы будем в тех или иных обстоятель­ствах; работая же над ролью, мы сознательно подводим себя к моменту перевоплощения.

Станиславский, используя это свойство человека, толкает акте­ра на путь поисков в самом себе творческих сил, способных созда­вать разнообразные сценические характеры. Это и есть процесс перевоплощения актера — выращивание и воспитание в самом себе необходимых для создаваемого образа элементов, скрытых в душе творящего. Следовательно, воспитание актера—это воспитание в нем умения тренировать свою способность меняться, оставаясь самим собой. Но это значит, что мы с первых шагов воспитания актера должны искать пути к решению сложной задачи создания образа.

Так, размышляя о путях к перевоплощению, мы неизбежно снова приходим к таким понятиям, как «характер» и «характерность». Последнее употребляется сейчас чаще всего со знаком «минус». Это довольно естественно, так как характерность легче имитируется, чем характер, и часто вместо того чтобы раскрывать характер, она только условно обозначает его, превращаясь в штамп. Штампом мы называем поверхностное представление о том или ином явлении жизни, внешний прием, лишенный внутреннего, духовного содержания. По выражению Станиславского, штамп — это «актерский прием, потерявший всякую внутреннюю суть, его породившую» 1.

Штамп был и остается сегодня главным признаком ремесла. Но со временем штампы меняются. Вчерашние штампы — грубый наигрыш, изображенчество, злоупотребление гримом — сегодня почти совсем исчезли со сцены. Станиславский пишет о штампах: «Так, например, военные „вообще" держатся -прямо, маршируют, вместо того чтобы ходить как все люди, шевелят плечами, чтобы играть эполетами, щелкают ногами, чтобы звенели шпоры, говорят и откашливаются громко, чтобы быть погрубее, и т. д. Крестьяне плюют, сморкаются на землю, ходят неуклюже, говорят коряво и с оканьем, утираются полой тулупа и т. д. Аристократ ходит всегда с цилиндром и в перчатках, носит монокль, говорит картаво и грассируя, любит играть -цепочкой от часов и ленточкой монокля и проч. и проч.» 2.

Это все штампы прошлого, тех лет, когда играл на сцене сам Станиславский. Теперь военные «ходят как все люди», не шевелят плечами, чтобы играть эполетами,— их просто нет. Крестьяне стали очень похожи на городских людей, они не плюют на землю. Но штампы остаются. Как часто по сцене ходят похожие, как близнецы, старые колхозники типа деда Щукаря, пожилые начальники — обаятельные, неторопливо поглаживающие усы, покашливающие и журящие легкомысленных подчиненных...

1Станиславский К. С. Статьи, речи, беседы, письма. М., 1953 с 424

2Станиславский К. С. Собр. соч., т. 3. М., 1955, с. 221

Стр.21

Характерность в этих случаях подменяется раскрытие сути происхо­дящего. И часто внешние трюки, краски, приспособления уводят в сторону от главного.

В борьбе со штампом многие стали отрицать характерность. Прекрасным ответом сторонникам такой позиции являются слова А. Д. Попова: «Отход Станиславского от практической работы в театре и его увлечение педагогическими основами системы, работа в школе с молодежью заставили его сосредоточиться на первона­чальных педагогических предпосылках к творческому процессу. Педагогические цели заставляли его с сугубой осторожностью ста­вить перед молодыми исполнителями задачу перевоплощения в образ, дабы они — эти исполнители — не грешили „изображенчеством", внешней передачей характерности. Но не надо забывать, что сам Станиславский, как актер, через всю свою творческую биогра­фию пронес идею перевоплощения в образ. Он утверждал эту идею целой системой созданных им великолепных сценических ха­рактеров...» '.

Итак, характерность требует реабилитации. Но попробуем прежде всего достаточно точно определить, что такое «характер» и что такое «характерность».

Характер — совокупность наиболее устойчивых отличительных черт личности, проявляющихся в поступках человека, в его отно­шении к себе, к другим людям, к труду. Характер — внутренняя сущность человека, индивидуальный склад его мыслей и чувств. В понятие «характер» входит и темперамент человека.

Характер выражается в характерности. Характерность есть спо­соб выявления характера, его внешняя форма.

В теоретическом рассуждении мы часто для большей нагляд­ности отделяем характер от характерности. Но это разделение, конечно же, условно — тут налицо пример диалектического единства.

Характер и характерность взаимно влияют друг на друга, т. е. влияние это двустороннее. Но как при разговоре о форме и содер­жании мы признаем примат содержания, так и здесь мы признаем первенство за характером. И все же существует и обратное влияние. Вот почему сейчас, когда мы говорим о необходимости само­го пристального внимания к проблеме сценического образа, мы не можем отмахнуться от серьезного анализа того, что может дать нам характерность на пути к перевоплощению.

К. С. Станиславский писал: «Оказалось для него самого (Аркадия Николаевича. — Ю. С.) неожиданным, что почему-то одновременно с трюком с губой его тело, ноги, руки, шея, глаза и даже голос сами собой как-то изменили своему обычному состоянию и принимали соответствующую с укороченной губой и длинными зу­бами физическую характерность... Это делалось интуитивно». А почему? Да потому, что, «углубившись в себя и прислушиваясь к тому, что у него происходило внутри, Аркадий Николаевич

1 См.: «Проблема образа в сценическом творчестве». Материалы занятий ла­боратории нар. артиста СССР А. Д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: