столкновения с другими действующими лицами, путем изменения отношения к окружающему и к партнерам студент постепенно выращивает «в себе» необходимый по роли характер.
В 40-х годах я работал в театре в месте с А. Д. Диким. Талантливейший актер и р<ежиссер много интересного и поучительного рассказывал нам, тогда молодым актерам. Среди его упражнений было и такое. Актер, нащупав характер будущей роли, задает себе вопрос: «Какая скульптура (уже существующая) наиболее точно и верно выражает внутреннюю сущность будущего образа?» Если актер не знает такой скульптуры (сам А. Д. Дикий был необычайно широко образованным человеком и великолепно знал скульптуру), то надо задать себе вопрос: «Как бы я, актер, в скульптурной форме мог выразить сущность моего будущего образа?» Решение должно быть одно. Это очень интересное, полезное упражнение. Оно заставляет актера найти наиболее точное и единственно правильное выражение своего представления об образе.
Работа над беллетристическим произведением советского автора на.современную тему—это как бы мост, который соединяет всю предыдущую этюдную работу студентов на первом и в начале второго курса с их дальнейшей работой над отрывками и позлее — над целыми пьесами. В этом разделе обучения впервые появляется «авторский» образ (роль и ее зрительное представление актером).
|
|
Нередко в начале работы над произведением происходит разрыв с предыдущей учебной работой. Молодые актеры начинают «играть» образ, забыв обо всех упражнениях и этюдах первых лет обучения. Постепенность перехода от упражнений и этюдов различного характера к этюдам, построенным на материале романа или повести, помогает более органично войти в работу над ролью. В этом случае работа над ролью ощущается студентами как естественное продолжение учебных упражнений и разрыва между разными этапами обучения не происходит.
Близость материала.произведения к повседневно наблюдаемой действительности делает героев понятными, доступными для проведения жизненных параллелей, аналогий. Именно это позволяет при сохранении органики, без насилия над собой делать шаг к познанию другого человека и преображению в него. Близость, узнаваемость и авторская «подробность» уберегает от приблизительности и штампов.
Итак, мы прошли начальный этап пути актера — от простейшего упражнения к первым попыткам создать образ на материале, данном автором. Этот этап помогает актеру найти свой путь в искусстве, свой способ подхода к сценическому образу.
Наиболее существенным выводом, который можно сделать, анализируя этот путь, является такой: нет и не должно быть принципиальной разницы между упражнением, этюдом и творческим процессом создания образа. Зерно этого процесса заложено в любом