Классификация групп

В социальной психологии существуют различные подходы к изучению групп, эти подходы и обусловили основания для их классификации.

Классификация групп, предложенная Г.М. Андреевой:

1. условные – реально не существуют и реальные;

2. реальные:

- лабораторные

– естественные:

3. большие:

-неорганизованные

-организованные

4.малые:

-развивающиеся (становящиеся)

-коллектив.

Существуют иные подходы для классификации групп.

Классификация, построенная на общих основаниях:

- размер (большие, малые, микрогруппы: диады);

-общественный статус (официальные или формальные и неофициальные, неформальные);

-уровень развития (ассоциации, корпорации, диффузные группы, коллектив, команда)

-характер совместной деятельности (реальные, условные, лабораторные)

Классификация по уровню группового сознания (Л.И.Уманский):

-группа-конгломерат - еще не осознавшая единой цели своей деятельности (аналогичны этому понятия диффузная или номинальная группы);

- группа-ассоциация - имеющая общую цель; все остальные признаки (подготовленность, организационное и психологическое единство) отсутствуют;

- группа-кооперация - характеризуется единством целей и деятельности, наличием группового опыта и подготовленности;

-группа - корпорация - которую выше кооперации ставит наличие организационного и психологического единства (иногда такую группу называют автономной). Для корпорации характерно проявление группового эгоизма (противопоставление себя другим группам, личностям, обществу) и индивидуализма вплоть до асоциальности (например, банда).

- группа-коллектив- отличается наиболее высоким уровнем социального развития, целями и принципами высокого гуманизма. Гомфотерный ("сбитый") коллектив - в котором ко всем прочим качествам добавляется психофизиологическая совместимость (например, экипаж космического корабля).

Классификация по характеру преимущественной направленности активности:

- группа "Internal" (Int-группы) направлена внутрь группы, на ее членов, всех вместе или по отдельности, например, неформальная (неофициальная) группа, не имеет юридически фиксированного статуса, для нее характерны отношения дружбы, проявления симпатии, эмоциональной притягательности, взаимопонимания и уважения; детские клубы; психотерапевтические группы и т.п.

-группа "External" (Ext-группы) направлена вовне ее, например, партии, объединения волонтеров, масонские ложи и т.п.

Существуют и иные основания для классификации групп.

Первичная группа – члены ее связаны сильными эмоциональными связями (семья) и вторичная группа – связи между ее членами менее эмоциональны, но более рациональны (Ч.Кули ). К первичным можно отнести и студенческую группу, и рабочий коллектив.

Формальные – группы, в которых взаимодействие формализовано инструкциями и указаниями и неформальные,группы в которых взаимодействие не регламентировано (Э. Мейо).

Перечислим несколько социально-психологических характеристик групп.

Групповая совместимость, проявляющаяся в способности ее членов согласовывать свои действия и оптимизировать взаимоотношения. Различают физиологическую, психофизиологическую (совместимость темпераментов), психологическую (по интересам) идеологическую (ценностно-ориентационное единство).

Социально-психологический (психологический, морально- психологический) климат или атмосферу – это качественная сторона межличностных отношений в группе, совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности; совокупность ценностей и норм как основы совместной деятельности членов группы.

Ценностно-личностные ориентации (ЦЛО) - свойства личности, наиболее ценимые в данной группе: талант, положение в обществе, обаяние, деловые качества, физическая сила и т.п. (А.В. Петровский).

Групповая идентичность (тождественность) -чувство «мы». Необходимо обозначить такое понятие, как «член группы». Это индивид, систематически общающийся и взаимодействующий с другими индивидами, состоящими в группе. Его действия и мнение оказывает влияние на судьбу группы.

Референтность группы для ее членов, т.е.значимостьнорм, ценностей, мнений на которые индивид ориентируется в своем поведении в первую очередь. Из ряда групп, к которым он принадлежит (школьный класс, семья, дворовая компания, спортивная секция, музыкальная группа), референтной является одна. Иногда такую группу называют эталонной. «Понятие эталонной группы (референтной) служит для обозначения такой группы, реальной или воображаемой, чья система взглядов используется воздействующим лицом как система эталонов». Типы референтных групп (по Т. Парсонсу): нормативные – индивид мечтает быть ее членом, во всем следуем ее правилам, сравнительные – индивид не желает быть ее членом, но использует только для сравнения, например, зарплаты, условий работы или учебы, негативные – индивид отрицает все характерное для какой-либо группы (чужие, враги).

В обществе группа выполняет следующие функции (по Н. Смелзеру):

1. социализирующую (семья, дружеская компания);

2. инструментальную, (организация как большая группа, музыкальная группа, экипаж самолета и т.д.).

3. экспрессивную (объединения для выражения чувств членов семьи в день рождения, болельщиков на стадионе и т.д.).

4. поддерживающую (объединяются для психологической поддержки в трудной ситуации)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: