Глоссарий

Анкетный опрос – метод социально-психологического исследования с помощью анкет.

Архетип (греч.) – прообраз, первоначало, образец (БСЭ).

Архетипы – априорные формы, которые передаются по наследству, а не посредством культурной традиции; вокруг этих форм организуется внешний и внутренний опыт. В чистом виде архетип не входит в сознание, но он всегда соединяется с представлениями опыта индивида» (Юнг К.-Г.).

Архетипы – содержание коллективного бессознательного.

Архетипы -«трансцендентные по отношению к сознанию реальности…, вызывающие к жизни комплексы представлений, которые выступают в виде мифологических мотивов» (Юнг К.-Г.).

Аттитюд -установка, направленность личности на тот или иной вектор поведения (У.Томас и Ф. Знанецкий).

Аттракция -(от лат. attrahere- привлекать, притягивать)- «понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого».

Бессознательное -«то общее, что не только объединяет индивидуумы друг с другом в народ, но и связывает нас протянутыми назад нитями с людьми давно прошедших времен и с их психологией» (Юнг К.-Г.).

Взаимодействие - «систематически устойчивое выполнение действий, которые направлены на то, чтобы вызвать ответную реакцию со стороны партнера, при этом вызванная реакция в свою очередь порождает реакцию воздействующего» (Я.Щепаньский).

Власть -это возможность влиять на поведение других.

Власть над собой - способность ставить конкретные цели, умением заставить себя целенаправленно двигаться к намеченным целям, преодолевая биологические, психологические препятствия.

Влияние- « процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок и т.п. в ходе взаимодействия с ним».

Внеколлективное поведение, в основном, стихийное, неорганизованное, ситуативное и временное, связанное с особыми обстоятельствами.

Внушение – «особый вид воздействия, а именно целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии» (Андреева Г. М..

Внушение (суггестия) – (от лат. suggestio) – «процесс воздействия на психическую сферу человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, с отсутствием целенаправленного активного его понимания, развернутого логического анализа и оценки в соотношении с прошлым опытом и данным состоянием субъекта».

Внушение - различные способы вербального и невербального эмоционально окрашенного воздействия на человека с целью создания у него определенного состояния или побуждения к определенным действиям. Путем внушения могут быть вызваны ощущения, представления, эмоциональные состояния, волевые побуждения. В основе процесса внушения лежит ослабление действия сознательного контроля, осуществляемого в отношении воспринимаемой информации. Эффект внушения может возникать как следствие эмоционального заражения или в процессе целенаправленного воздействия средствами рекламы, пропаганды и т.д. (Ольшанский Д.В.).

Внушение - процесс воздействия на психическую сферу человека, связанный со снижением сознательности критичности восприятия информации

Группа -ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, социальной принадлежности, структуры композиции, уровня развития и т.д.).

Групповая динамика -совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы (образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад); к процессам групповой динамики относятся руководство и лидерство, принятие групповых решений, выработка групповых мнений, правил и ценностей, сплочение, конфликты и т.д.

Групповая социограмма – произвольное по форме плоскостное изображение, на котором выделены и представлены группировкииндивидов, взаимно выбравших друг друга, и связи между ними (Андреева Г.М.).

Деятельность – динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности (Леонтьев А.Н.).

Диспозиция -жизненная позиция личности — устойчивая направленность на определенные ценности (Ядов).

Диспозиция -расположение или предрасположенность субъекта к чему-либо (Ядов).

Заражение -«процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта помимо собственно смыслового воздействия или дополнительно к нему»

Заражение - процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта помимо собственно смыслового воздействия или дополнительно к нему

Знак – предмет (явление), служащий представителем другого предмета, явления, процесса.

Знаковое опосредствование - базовое понятие культурно-исторической теории Л.С.Выготского, обозначающее способ управления поведением, осуществляемый самим индивидом. В этой теории все психическое развитие рассматривается как изменение структуры психического процесса за счет включения в нее знака, что ведет к преобразованию натуральных, непосредственных процессов в культурные, опосредствованные. Первоначально в онтогенетическом развитии знак как психологический инструмент выступает посредником во взаимоотношениях между ребенком и взрослым. В этом процессе знак приобретает определенное значение, соответствующее социальным нормативам организации деятельности.

Значение — обобщенная форма отражения индивидом общественно–исторического опыта, запечатленного в схемах действий, понятиях, социальных ролях, нормах и ценностях. Система значений индивида обусловливает управление процессами его деятельности. В качестве знаков могут выступать структуры естественного языка, схемы, карты, формулы и чертежи, символические образы.

Идентификация - ( от лат. identificare-отождествлять)- «уподобление, отождествление с кем-либо, чем-либо».

Идентификация – усвоение нравственных норм и ценностей принятых в данной культуре через отождествление себя со значимым другим, являющимся носителем этой культуры (Лебедева Л.В.).

Изолированный – это индивид, который не получил ни одного позитивного, ни одного негативного выбора, и сам не выбрал никого или нескольких членов группы (Андреева Г.М.).

Индивидуальная социограмма – здесь произвольно или целенаправленно выбранный член группы изображается в системе всех его связей, выявленных в ходе исследования (Андреева Г.М.).

Интеракция – (от англ. interaction – «взаимодействие, воздействие друг на друга) – это та сторона межличностного общения, которая связана с организацией совместных действий» (Ю.М. Федоров).

Интеракция – процесс социального взаимодействия.

Каузальная атрибуция -(от лат. сausa- причина и attribuo-придаю, наделяю) –«интерпретация объектом субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей».

Когнитивный диссонанс - это ситуация психологического дискомфорта, причиной которой являются представления, чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями индивида (Л. Фестингер).

Коллективное бессознательное – наиболее глубинный уровень психики… «результат предшествующего филогенетического опыта, априорные формы психики и совокупность коллективных идей, образов, представлений человечества. Это наиболее распространенные в ту или иную эпоху мифологемы, выражающие дух времени» (Юнг К.- Г.).

Коммуникативные вопросы – выявляют реальные типы взаимоотношений, существующих в группе (Андреева Г.М.).

Коммуникатор - индивид, сообщающий информацию массовой аудитории.

Коммуникатор - это некая инстанция, организующая и контролирующая массовую коммуникацию (Ольшанский Д. В.).

Контрсуггестия - «мера сопротивления внушению, которую оказывает отдельная личность,… фильтр недоверия, сопротивление суггестии…» (Поршнев Б.Ф.).

Конфликт -(от лат. Сonflictus - столкновение) - «столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия».

Конформность — некритическое принятие человеком чужого неправильного мнения, сопровождаемое неискренним отказом от собственного мнения, в правильности которого человек внутренне не сомневается.

Культура - это убеждения, ценности и выражающие их символы (включая искусство и литературу), которые являются общими для группы людей и служат упорядочению опыта и регулированию поведения ее членов. (Н. Дж. Смелзер)

Лидер – член группы, за которым она признает право принимать решения в значимых для нее ситуациях.

Лидерство – отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе.

Малая группа – не большое объединение людей (от 2-3 до 20-30 человек), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом.

Манипуляция – «отношение к партнеру по взаимодействию как к “вещи особого рода” – тенденция к игнорированию его интересов и намерений. Стремление добиться своего, с оглядкой на производимое впечатление. Воздействие скрытое, с опорой на автоматизмы и стереотипы с привлечением более сложного, опосредованного давления. Наиболее частые способы воздействия - провокация, обман, интрига, намек» (Ю.М.Федоров).

Масса - совокупность индивидов, составляющих весьма многочисленную аморфную группу и не имеющих в своем большинстве прямых контактов между собой, но связанных каким-либо общим более или менее постоянным интересом.

Массовая коммуникация (от лат. Communication- сообщение, передача)- систематическое распространение (с помощью технических средств тиражирования) специально подготовленных сообщений, представляющих социальную значимость, среди численно больших, анонимных, рассосредоточенных аудиторий с целью оказания влияния на установки, оценки, мнения и поведение людей. МК представляет собой важный социальный и политический институт современного общества.

Массовая коммуникация— это массовый процесс производства информации, ее передачи средствами прессы, радио, телевидения, и общение людей как членов «массы»…осуществляющееся с помощью технических средств.

Массовидные явления - «совпадающие оценки и установки, принятые стереотипы и внушенные образы поведения, связанные с более или менее одновременно переживаемыми психическими состояниями людей, как результат коммуникаций в больших группах. К массовым явлениям относят многообразные виды поведения толпы, массовую истерию и массовую панику, слухи, моды, а также социально-психологические особенности народов, общественные настроения, общественное мнение…»

Массовое сознание – наиболее распространенная форма практического существования и воплощения общественного сознания. В массовом сознании запечатлены знания, представления, нормы, ценности и образцы поведения, разделяемые массой. Они вырабатываются в процессе общения людей между собой или в процессе восприятия ими какой-либо информации (например, в ходе митинга).

Межличностная коммуникация – обмен мнениями, знаниями, чувствами, эмоциями, интересами, настроениями, установками между активными субъектами.

Межличностные отношения - « субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения».

Мотив- это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность.

Общение – 1. сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя общем информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека; 2. осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значительное изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера…Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого.

Общественное мнение - состояние массового сознания, заключающее в себе отношения (скрытые или явные) к общественным событиям, к деятельности различных групп, организаций, отдельных личностей; выражает позицию одобрения или осуждения по тем или иным общественным проблемам, регулирует поведение индивидов и социальных групп (Ольшанский Д. В.).

Отношение индивида к группе – сумма всех отрицательных и положительных выборов, которые сделал индивид, деленная на 2(n-1), где n-число членов группы. (Андреева Г.М.).

Паника -«эмоциональное состояние, возникающее как следствие дефицита информации о какой-то пугающей или непонятной ситуации, либо ее чрезмерного избытка и проявляющаяся в импульсивных действиях»

Роль - функция, нормативно одобренный образ поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию" (И.С.Кон).

Подражание – «следование какому-либо примеру, образцу».

Подражание - воспроизведение индивидом определенных внешних черт и образцов поведения, манер, действий, которые характеризуются и сопровождаются при этом определенной эмоциональной и рациональной направленностью-

Подражание - механизм, способ воздействия людей друг на друга, в том числе в условиях массового поведения, хотя его роль и в иных группах, особенно в специальных видах деятельности, также достаточно велика. Подражание имеет ряд общих черт с …явлениями заражения и внушения, однако его специфика состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психических состояний, но воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения” (Андреева Г.М.).

Позиция социальная -место, положение индивида или группы в системе отношений в обществе (синоним статус).

Потребность – « свойство организма требовать для своего нормального функционирования строго определенных условий, без которых он не может поддерживать состояние внутреннего равновесия» (К.Обуховский).

Потребность - свойство организма требовать для своего нормального функционирования строго определенных условий, без которых он не может поддерживать состояние внутреннего равновесия (Обуховский К.).

Правила - элементы (включающие и нормы) определяют, как должен вести себя человек, чтобы жить в согласии с ценностями своей культуры (Дж. Смелзер).

Пренебрегаемый – это индивид, получивший максимальное количество негативных выборов (Андреева Г.М.).

Реклама - процесс информирования о товаре и услуге (Селезнев В.Н.). Реклама- часть массовой коммуникации (Сендидж Ч. и др.).

Рефлексия -«это осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению…, это своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения друг друга» (Ю.М.Федоров).

Руководитель -лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности.

Саморегуляция - это процесс управления человеком собственным поведением на основе интериоризованных в ходе социализации культурных норм, принятых в данном обществе.

Символ - знак, образ, воплощающий какую-либо идею, тайный условный знак, что-то, за которым скрыто нечто большее.

Слухи – «это особая, обычно недостоверная информация (и/или искажающая форма передачи любой информации, придающая ей некоторую особенность), передающаяся исключительно в устной форме, как бы «по секрету», и функционирующая исключительно в звуковой форме» (Ольшанский Д.В.).

Слухи – процесс обмена искаженной, эмоционально окрашенной информацией.

Слухи - это теневой мир, своего рода черный рынок информации, вести обо всем интересном чужом (или как бы чужом, в модусе отстранения от него) для своих» (Дубин Б.В., Толстых А.В.).

Социализация – это процесс накопления людьми опыта и социальных установок, соответствующих их социальным ролям (Дж. Смелзер).

Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны...процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду (Г.М.Андреева).

Социализация – это процесс вхождения человека в общество (Кон И.С.).

Социальная перцепция (от лат. perceptio- восприятие и socialis – «общественный) – восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.п.)»

Социальная психология – наука, изучающая явления психики, существующие только в группе людей (общественное мнение, психологический климат, мода, паника) или у личности только в группе (коллективизм, психологическая совместимость).

Социальная роль – нормативно одобренный образ поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию (И.С.Кон)

Социальн- психологический климат – это атмосфера в коллективе, определяемая совокупностью следующих факторов: тип руководства, идеология, культура организации, характер деловых отношений, характер межличностных отношений, эмоциональное состояние сотрудников, характер отношений сотрудников к предприятию и предприятия к сотрудникам. СПК может являться объективной характеристикой коллектива.

Социально-психологический климат группы – это качественная сторона деловых и межличностных отношений. Она проявляется в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и развитию личности в группе.

Социальные функции – это тот объективный вклад, который вносят (или должны вносить) члены общества в производство социальных ценностей в соответствии со сложившимся в обществе разделением труда. Это определенные реальные вклады, которые должны вносить индивиды в процесс совместной деятельности (В. Ольшанский).

Социальный статус – сумма всех отрицательных и положительных выборов, которые индивид получил от группы, деленное на 2(n-1), где n-число членов группы (Андреева Г.М.).

Социограмма – специальная схема, изображающая картину межличностных отношений в группе, выявленных с использованием специальной социометрической методики(Андреева Г.М.).

Социоматрица – это перевод качественных характеристик в количественные показатели; способ упорядочения полученной информации. (Андреева Г.М.).

Социометрическая звезда – индивид, получивший наибольшее число позитивных выборов от группы.

Социометрия – одно из направлений западной социальной психологии и разработанная в его русле совокупность измерительно-исследовательских процедур, основу которых составляют различные варианты социометрической методики.

Сплетня – ложная или истинная, непроверенная или неподдающаяся проверке (и в этом случае маловероятная) неполная, пристрастная информация о делах, которые рассматриваются как личные, но могут иметь широкий социальный резонанс, об обстоятельствах, касающихся замкнутых групп. (Ц. Енджеевский).

Сплоченность группы – это разность сумм, взаимных положительных и взаимных отрицательных выборов, деленное на n (n-1), где n – число членов группы (Андреева Г.М.).

Статус личности – социально-психологическая характеристика положения, занимаемого индивидом в структуре как функционально-ролевых, так и межличностных отношений в коллективе. (Б.Д.Парыгин)

Статус от лат status – положение, состояние. Положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии.

Страх – инстинктивно-биологическое, присущее всем животным, настороженное отношение к потенциально враждебным и опасным внешним силам (Ю.Лотман).

Стыд – специфически человеческий, сформированный культурой психический механизм, гарантирующий соблюдение определенных норм и обязанностей по отношению к «своим» (Ю.Лотман).

Субкультура – убеждения, ценности и символы какой-то части людей в группе

Толпа – «изначально неорганизованное, или потерявшее организованность скопление людей, не имеющее общей осознанной цели, или утратившее ее, и, как правило, находящееся в состоянии эмоционального возбуждения». (Рощин С.К.).

Толпа – скопление людей, не объединенных общностью целей и единой организационно-ролевой структурой, но связанных между собой общим центром внимания и эмоциональным состоянием.

Трансакция – « обмен коммуникативными стимулами» (Э.Берн).

Трансакция – это соизмерение партнеров по общению в ходе не только общей предметной деятельности, но и чисто человеческого взаимодействия их чувств и мыслей (Ю.М. Федоров).

Убеждение – конкретный социально-психологический метод сознательного организованного идеологического и социально-психологического воздействия на массы, на основе которого формируются новые взгляды, оценки и отношения на происходящие процессы, факты и проблемы». (Ганчев Д.).

Установка – это готовность к определенному поведению, реакции.

Установка – «готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту».

Установка – своеобразный аппарат вероятностного предвидения, служащий для направления активности организма в соответствии с поступающей в мозг информацией и информацией, хранящейся в нем (Ольшанский В.Б.).

Фасцинация – «часть информации, предназначенная для повышения уровня эффективности коммуникативного акта» (Ю.М.Федоров).

Фиксации – это защитные тактика, позволяющая избегать страдания, которая найдена случайно при попытке справиться с затруднительной ситуацией и с этого времени повторяется автоматически при каждой подобной угрозе (Ю.М.Федоров).

Фрустрация – объективно непреодолимые (или субъективно так воспринимаемые)трудности, возникающие на пути к достижению цели или к решению задачи (Н.Д.Левитов).

Ценности – разделяемые всеми убеждения относительно целей, к которым следует стремиться. Они лежат в основе моральных доктрин (Дж. Смелзер)

Ценности –это устойчивое убеждение, что специ­фический тип поведения или конечное состояние существования, есть личностно или социально предпочтительнее другому или противопо­ложному типу поведения или конечному состоянию существа (М. Рокич)

Ценностная система –это устойчивая организация убеждений, касающаяся предпочтительных типов поведения или целей существо­вания по континууму относительной важности (М. Рокич).

Циркулярная реакция – это взаимное заражение, передача эмоционального состояния на психофизиологическом уровне контакта между организмами. Циркулировать может веселье, скука (если кто-то начинает зевать, такое же желание испытывают окружающие), а также изначально более зловещие эмоции: страх, ярость...

Член группы – это индивид, систематически общающийся и взаимодействующий с другими индивидами, состоящими в группе. Его мнение и действие оказывают влияние на судьбу группы.

Чувства« основная аналитическая единица для изучения межличностных отношений» (Т.Шибутани).

Эмоции – « это генетические программы поведения, обладающие энергетическими свойствами - способностью воспроизведения, трансформации, динамикой, интенсивностью, побуждающим влиянием» (В.Бойко).

Эмпатия –(от греч. empatheia – сопереживание). «Постижение эмоционального состояния, проникновение- вчувствование в переживания другого человека».

Я-концепция – это система представлений человека о самом себе.

Я-концепция – «Относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе».

Я-концепция – фундаментальный компонент структуры личности, формирующийся в процессе взаимодействия субъекта с окружающей (прежде всего социальной) средой и являющейся интегральным механизмом саморегуляции его поведения (К. Роджерс).

Литература

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1968, С.296-297.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: МГУ, 1999.

3. Будилова Е.А. Социально-психологические проблемы в русской науке. – М.: Наука, 1983.

4. Вопросы истории общей и прикладной психологии. Сборник статей. – Ростов/н Д: Феникс, 1978.

5. История зарубежной психологии. Тексты. – М.: Изд-во МГУ, 1986.

6. Кон И.С. Социология личности. – М.,1967

7. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер,1998.

8. Милгрем С. Эксперимент в социальной психологии. – СПб.: Питер,2000.

9. Морено Дж. Социометрия. – М., 1958.

10. Общая характеристика состояния теоретического знания в современной западной социальной психологии. // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. Под. ред. Андреевой Г.М. и др. – М.: Изд-во МГУ, 1984.

11. Ольшанский В.Б. Практическая психология для руководителей, учителей и родителей. – Р/ н Д: Феникс, 1998.

12. Онучин А.Н. «Новая парадигма» в социальной психологии. // Мир психологии. № 3. 1999. С. 90-97.

13. Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей. – М.: Онега, 1994.

14. Ольшанский В.Б. Ожидания социальные // Философский энциклопедический словарь. – М., 1983.

15. Психология. Словарь. – М.:Политиздат,1990.

16. Смелзер Н. Дж. Социология. // Социологические исследования, 1991-2.

17. Современная зарубежная социальная психология. Тексты. – М.: Изд-во МГУ, 1984

18. Федоров Ю.М. Социальная психология. – Тюмень: ТюмГУ, 1997.

19. Шибутани Т. Социальная психология. – Ростов/н Д: Феникс, 2002

20. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения. // Методологические проблемы социальной психологии. – М., 1975.

21. Ярошевский М.Г. История психологии. – М.:Мысль, 1985.


[1]Цит. по Федоров Ю.М. Социальная психология. – Тюмень: ТГУ, 1996, с. 39

[2] Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: МГУ, 1999, с. 55.

[3] Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975, с. 74.

[4] Федоров Ю.М. Социальная психология. С. 69

[5] Кон И.С. Социология личности, М., 1967, с. 23.

[6] Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей. - М.: Онега, 1994, с. 139-140.

[7] Цит. по Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей. - М.: Онега, 1994, с. 145.

[8] Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология. - Пг., 1921. С.7.

[9] Смелзер Н.Дж. Социология // Социологические исследования, 1991. № 2. - с.120.

[10] Ларошфуко. Мемуары. Максимы. - Л.: Наука, 1971, с. 170.

[11] Пушкин А.С. Собр.соч. в 10 томах. Т.5, с. 178.

[12] Шкловский В. Повесть о художнике Федотове. Собр. соч. - М.: Художественная литература, 1973, Т.1, с. 255-256.

[13] Шибутани Т. Социальная психология. – Ростов/на-Д.: Феникс, 2002, с. 185.

[14] Советский энциклопедический словарь. - М., Советская энциклопедия, 1985, с. 1263

[15] Парыгин Б. Д. Социально-психологический климат коллектива. – Л.: Наука, 1981, с. 185.

[16] Краткий психологический словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985, с. 341.

[17] Смелзер Н.Дж. Социология // Социологические исследования, 1991. № 2, с. 125.

[18] Лем С. Модель культуры. // Вопросы философии, 1969. № 8, с. 52.

[19] Флоренский П.А. Имеславие как философская предпосылка // Флоренский. Соч,. в 2-х томах. - М.: Правда, 1990, Т.2, с. 287.

[20] Смелзер Н.Дж. Социология // Социологические исследования, 1990. № 12, с. 121.

[21] Смелзер Н.Дж, там же, с. 121.

[22] Фейербах Л. Избранные философские произведения. - М.,1955, т. 2, с. 114-115.

[23] Цитриняк Г. «Василий Шукшин: последние разговоры». // Литературная газета. 13 ноября, 1974.

[24] Михалкович В. «Ностальгия» // газета «Фестиваль фестивалей», 1988.

[25] Психология. Словарь, с. 65.

[26] Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: МГУ, 1999, с. 338.

[27] Цит. по Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. - М., 1982, с. 58.

[28] Шибутани Т. Социальная психология. - Р-н-Д: Феникс, 1999, с. 405.

[29] Эриксон Э. Детство и общество. - СПб.: Летний сад, 2000, с. 37.

[30] Психология. Словарь под общей ред. А.В.Петровского, с. 219.

[31] Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей. - М.: Онега, 1994, с. 90.

[32] Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. С. 89–105.

[33] Андреева Г.М. Указ. соч., с. 84-85.

[34] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Русский язык, т. 3, с. 358.

[35] там же, т. 4, с. 427.

[36]Коган Л.Н. Духовные потребности и деятельность личности. // Философские науки, 1976. № 2, с.12.

[37]Шибутани Т. Указ. соч., с. 271.

[38] Там же, с. 454.

[39] Гегель Г.-В. Эстетика. В 4-х т.- М., 1969, т. 2, с. 253.

[40] Шибутани Т. Указ. соч., с.285- 286.

[41] Там же, с.286-287.

[42] Там же,с.286-287.

[43] Там же, с.284-285.

[44] Андреева Г.М. Указ. Соч., с.137-138.

[45] Петровская Л.А. Компетентность в общении.- М.: МГУ, 1989, с. 157-156.

[46] Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер,1998,с.443, 479.

[47] Майерс Д. Указ.соч., с.456.

[48] Келли Г., Тибо Дж. Межличностные отношения. Теория взаимозависимости // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. — М.:МГУ, 1984, с. 66.

[49] Даль В. Словарь живого великорусского языка. В 4-х т. – М.: Русский язык, т.1, с. 401.

[50] Шибутани Т. Социальная психология.- Ростов-Н-Д.: Феникс, с.32.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: