Принципы – это основные положения и установки, которыми руководствуется человек в своей жизнедеятельности.
Профессионально-этические принципы – это чрезвычайно обобщенные ориентиры профессиональной деятельности, указывающие на общую стратегию профессионального поведения, но не регламентирующие порядок конкретных операций.
Анализ профессионально-этических документов позволяет выделить три базовых принципа профессионально-трудовой деятельности.
Первый принцип: соблюдать приоритет общественных интересов и общечеловеческих гуманистических ценностей перед групповыми, проявляя во всех случаях профессионального поведения гражданскую зрелость.
Второй принцип: ориентироваться на общепринятые ценности морали, а также соблюдать стандарты культуры взаимоотношений, проявляя глубокую человеческую порядочность, воспитанность, уважение к чести и достоинству личности.
Третий принцип: выполнять все профессиональные действия обдуманно, честно, тщательно, проявляядобросовестность и настойчивость, а при необходимости – мужество.
|
|
Базовые принципы педагогической этики как ориентиры профессиональной деятельности
Применительно к педагогической этике речь идет об адаптации общечеловеческих моральных ценностей и принципов профессионально-трудовой этики к специфике педагогического труда. Соответственно под принципами педагогической этики понимается то, что создает основу поведения и действий учителя; это наиболее общие нравственные ориентиры поведения специалиста в целом. В результате, принципы исполняют роль методологической базы принятия моральных решений.
Базовые принципы предполагают использование их во всех случаях педагогической практики, касаются всех направлений деятельности педагога и всех «линий» профессионально-нравственных отношений, в которые он вступает.
Моральные ценности | Базовые принципы поведения педагогов |
Добро | Принцип благодеяния, или принцип любви; Принцип ненасилия, физической и психологической неприкосновенности личности |
Свобода | Принцип автономии Принцип толерантности |
Ответственность | Принцип ответственности |
Справедливость | Принцип справедливости |
Достоинство | Принцип уважения прав и достоинства человека |
Честь | Принцип компетентности Принцип порядочности |
Данные принципы могут быть квалифицированы как стратегические, поскольку определяют гуманистическую направленность деятельности педагога по всему спектру совершаемых им действий.