Принцип как форма выражения моральных ценностей. Принципы профессионально-трудовой этики

Принципы – это основ­ные положения и установки, которыми руководствуется человек в своей жизнедеятельности.

Профессионально-этические принципы – это чрезвычайно обобщенные ориентиры профессиональной деятельности, указывающие на общую стратегию профессионального поведения, но не регламентирующие порядок конкретных операций.

Анализ профессионально-этических документов позволяет выделить три базовых принципа профессионально-трудовой деятельности.

Первый принцип: соблюдать приоритет общественных интересов и общечеловеческих гуманистических ценностей перед групповыми, проявляя во всех случаях профессионального поведения гражданскую зрелость.

Второй принцип: ориентироваться на общепринятые ценности морали, а также соблюдать стандарты культуры взаимоотношений, проявляя глубокую человеческую порядочность, воспитанность, уважение к чести и достоинству личности.

Третий принцип: выполнять все профессиональные действия обдуманно, честно, тщательно, проявляядобросовестность и настойчивость, а при необходимости – мужество.

Базовые принципы педагогической этики как ориентиры профессиональной деятельности

Применительно к педагогической этике речь идет об адаптации общечеловеческих моральных ценностей и принципов профессионально-трудовой этики к специфике педагогического труда. Соответственно под принципами педагогической этики понимается то, что создает основу поведения и дейст­вий учителя; это наиболее общие нравственные ориентиры поведения специалиста в целом. В результате, принципы исполняют роль методологической базы принятия моральных решений.

Базовые принципы предполагают использование их во всех случаях педагогической практики, касаются всех направлений деятельности педагога и всех «линий» профессионально-нравственных отношений, в которые он вступает.

Моральные ценности Базовые принципы поведения педагогов
Добро Принцип благодеяния, или принцип любви; Принцип ненасилия, физической и психологической неприкосновенности личности
Свобода Принцип автономии Принцип толерантности
Ответственность Принцип ответственности
Справедливость Принцип справедливости
Достоинство Принцип уважения прав и достоинства человека
Честь Принцип компетентности Принцип порядочности

Данные принципы могут быть квалифицированы как стратегические, поскольку определяют гуманистическую направленность деятельности педагога по всему спектру совершаемых им действий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: