Лекция 1 Тема 6: Налоги и организация налоговой системы

Литература: Мельников В.Д. «Основы финансов», Алматы 2005г.,

Вопросы: Понятие налогов, их сущность, функции налогов. Принципы налогообложения. Налоговая система в РК. Классификация налогов. Способы и методы взимания налогов. Налоговый кодекс РК.

Налоги – обязательные платежи, устанавливаемые гос-вом и взимаемые в определенных размерах и установленные сроки, носящие безвозмездный и безвозвратный характер.

Экономическая сущность налогов в том, что они отражают экономические отношения по изъятию определенной доли нац-го дохода у субъектов хозяйствования, граждан, которая аккумулируется гос-вом для осуществления своих функций и задач.

Сущность налогов проявляется в их функциях:

1) фискальная – обеспечивающая поступление средств в госбюджет;

2) перераспределительная ф-ия состоит в перераспределении части доходов различных субъектов хозяйствования в пользу государства. Масштабы действия этой функции определяются долей налогов в ВНП. Она показывает степень огосударствления нац-го дохода;

3) регулирующая ф-ия возникает с расширением экономической деятельности г-ва, которое целенаправленно воздействует на развитие нац-го хоз-ва, используя различные формы налогов, изменение их ставок, способов взимания,льготы и скидки.

Принципы налогов:

1) Принцип справедливости налогообложения рассматривается в двух аспектах:

а) достижение горизонтального равенства, которое требует, чтобы все доходы налогоплательщиков облагались единообразно, на равных условиях;

б) соблюдение вертикального равенства для налогоплательщиков, имеющих разный уровень доходов с применением дифференцированных ставок по прогрессивной шкале к наиболее состоятельным людям в пользу малообеспеченных, которые не должны платить налоги вообще, либо платить гораздо меньше.

2) Принцип простоты. Для налогоплательщика должно быть понятно назначение и содержание налога, механизм его действия, что предполагает применение простейших форм налогообложения, преимущественного использования линейных пропорциональных налогов вместо прогрессивных.

3) Определенность налогов – непреложное равенство установленных условий и требований, и единообразие толкования и применения налогов на всей территории страны.

4) Минимум налоговых льгот. За исключением отдельных случаев, гос-во не должно поощрять или наказывать плательщиков через систему налогов. Этот принцип важен также с точки зрения рыночной экономики, так как налоговые льготы проявятся в системе цен и не дадут ясного представления о реальной стоимости каждого продукта.

5) Экономическая приемлемость – налоги не должны препятствовать улучшению функционирования экономики и росту капиталовложений. Нельзя облагать прогрессивным налогом тех, кто больше работает. Следует учитывать, каков будет эффект налогов на производительность, производство и капитальные вложения.

6) Принцип сопоставимости налоговых ставок по основным видам налогов с другими странами-партнерами по экономическим отношениям. Это необходимо для обеспечения паритета в привлечении инвестиций, а низкие ставки приведут к перетоку доходов в бюджеты стран – экспортеров капитала и отрицательно повлияют на бюджет стран – импортеров капитала.

Налоговая система гос-ва – есть совокупность видов налогов, взимаемых в гос-ве, форм и методов их построения, органов налоговой службы. Налоговая система в РК включает виды налогов, сборов и пошлин, налоговый кодекс и др. НПА, органы налоговой службы. Перечень налогов, сборов и платежей налогового характера в РК включает:

1) налоги (корпоративный подоходный налог, индивидуальный подоходный налог, НДС, акцизы, социальный налог, земельный и т.д.);

2) сборы (сбор за гос. регистрацию юр. лиц и индивидуальных предпринимателей, сбор за гос. регистрацию прав на недвижимое имущество и т.д.);

3) платы (плата за пользование земельными участками и водными ресурсами, плата за загрязнение окруж. среды и т.д.);

4) госпошлина;

5) таможенные платежи.

Налоговая система РК включает в свой состав госуд-ю налоговую службу – Налоговый комитет МФ РК, который осуществляет контроль за исполнением налогового кодекса.

Налоги можно классифицировать по разным принципам:

1) в зависимости от объекта обложения и взаимоотношений плательщика и гос-ва, налоги подразделяются на прямые и косвенные. К прямым относятся налоги, устанавливаемые непосредственно на доход или имущество. Косвенные налоги взимаются опосредствованно – через цены товаров, услуг. Это НДС, акцизы, таможенные пошлины.

2) в зависимости от использования налоги подразделяются на общи е и специальные. Общие поступают гос-ву и при использовании обезличиваются. Специальные налоги имеют строго определенное назначение (например, налог на транспортные средства, на приобретение транспортных средств).

3) в зависимости от органа, взимающего налоги и распоряжающегося ими, различаются центральные (общегосударственные) и местные налоги.

4) по экономическим признакам объекта различаются налоги на доходы, которые взимаются с доходов, получаемых плательщиком от любого объекта обложения – и налоги на потребление – это налоги и расходы, которые уплачиваются при потреблении товаров и услуг.

Способы взимания налогов. Существует 4 способа взимания налогов, в зависимости от способов учета и оценки объектов обложения:

1) кадастровый, согласно которому учет и взимание налогов осуществляется на основе описи объектов обложения с указанием нормы их доходности без учета фактической доходности (земельный, имущественный);

2) по декларации – налогоплательщик указывает размер дохода, необходимые льготы, вычеты, исчисляет и уплачивает сумму налога.

3) у источника получения дохода налог исчисляется и выплачивается на месте получения дохода бухгалтерией юр. лица, где работает плательщик;

4) на основе патента налог уплачивается за получение доходов от разнообразных видов деятельности, по которым трудно определить и учесть их объемы.

Используются 2 метода налогового учета:

1) кассовый, согласно которому доходы и вычеты учитываются с момента выполнения работ (услуг), отгрузки и оприходования имущества и произведенной по ним оплаты;

2) по методу начислений доходы и вычеты учитываются с момента выполнения работ (услуг), отгрузки и оприходования имущества независимо от времени оплаты. Этот метод для налоговых служб является более приемлемым, и он принят к применению всеми плательщиками РК. Его недостаток для плательщиков – налоговые платежи д.б. перечислены даже в случае неоплаты поставок в срок, что приводит к отвлечению оборотных средств.

НК РК принят 12 июня 2001 года и регулирует властные отношения по установлению, введению и порядку исчисления, и уплаты налогов и др. обязательных платежей в бюджет, а также отношения между гос-вом и налогоплательщиком по исполнению налоговых обязательств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: