Содержание налогов, их функции

Налоги являются неотъемлемой частью общественно-хозяйственной жизни. От них в значительной части зависит благополучие граждан, предприятий и государе та в целом. Налоги в виде конкретной системы являются экономической категорией. Они исторически связаны с появлением государства и выполнением целого ряда общего государственных функций. Минимальный размер налогового бреме­ни определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка и т.д.

Налоги нельзя сводить только к денежным отношениям. Это, прежде всего, совокупность финансовых отношений, складывающихся в процессе перераспределения ВВП с целью создания общегосударственного фонда для финансирования общественных функций. Наиболее лаконичным и верным с теоретических позиций можно считан, следующее определение. «Налоги — императивные денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд, без предоставления субъекту налога какого-либо эквивалента»1. В развитие этого определения можно привести понятие налога, данное в пер­вой части Налогового кодекса Российской Федерации. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взи­маемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им по праву собственности, хозяйственного ведения или опе­ративного управления денежных средств с целью финансового обес­печения деятельности государства и муниципальных образований.

—Первый сущностный признак налога — императивность. Импе­ративность предполагает отношения власти и подчинения. Второй признак — смена собственника. Любая налоговая система, представ­ленная отдельными видами налогов, отличается безвозвратностью.

Все эти принципы приобрели особую актуальность в настоящее вре­мя. Нарушение их приводит к обременительности налогов, тормозит инвестиционные процессы, ведет к серьезному расслоению общества.

В каждой налоговой системе помимо налогом существуют также сборы. Если налоги поступают только в бюджетный фонд, то сборы носят целевой характер и формируют целевые денежные фонды. Тео­ретическую основу налогов составляют его элементы. Основными из них являются:

• плательщик— физическое или юридическое лицо, выполняю­щее возложенные на него обязательства по уплате налога;

• объект обложения — доход, земельная рента, имущество и т.п., облагаемые налогом;

• единица обложения — часть объекта, принимаемая за основу при исчислении налога. В нормативных документах представляет налогооблагаемую базу;

• налогооблагаемый оклад — общая сумма налоговых изъятий на одного плательщика с единицы обложения за определенный период времени;

• ставка налога — размер налога с единицы обложения. Ставка может устанавливаться в абсолютных суммах (в рублях) либо в процентах;

• налоговая льгота — уменьшение налогового бремени вплоть до нулевого. Спектр льгот довольно широк: это и понижение ста­вок, уменьшение налогооблагаемой базы за счет вывода из нее отдельных объектов, освобождение от налога отдельных кате­горий плательщиков, налоговые каникулы;

• налоговая санкция — увеличение налогового бремени при уста­новлении факта нарушения налогового законодательства.

Сущность налогов проявляется в их фискальной функции. Она обеспечивает формирование доходов бюджета. В результате практи­ческого использования налоги исполняют очень важную роль в пе­рераспределении ВВП между участниками производства и государ­ством, а также регулирующую и контрольную роль. Вводя налоги, государство преследует следующие и с л и.

Изъятие у предприятий и населения части их доходов в свою пользу. Так реализуется фискальная функция налогов, связанная с форми­рованием доходной части государственного бюджета, обеспечиваю­щая перераспределение национального дохода и создающая условия для эффективного государственного управления. В рыночных усло­виях налоги стали основным источником доходов Государственного бюджета Российской Федерации.

Воздействие через налоговый механизм на процессы производства и обращения. Это достигается путем стимулирования или сдержива­ния темпов их роста, усиления или ослабления накопления капита­ла, расширения или уменьшения платежеспособного спроса населе­ния. Таким образом проявляется регулирующая роль налогов. Эко­номический механизм системы налогообложения достигает постав­ленной цели в случае создания равных экономических условий для всех предприятий независимо от их организационно-правовых форм собственности. Он должен обеспечивать заинтересованность предприятий в получении большого дохода через использование таких элементов налогов, как ставки, льготы, сроки уплаты. Это, в свою очередь, позволит решить ряд задач:

• насыщения товарами и услугами потребительского рынка;

• ускорения научно-технического прогресса;

• обеспечения насущных социальных потребностей населения.

Воздействие налогов на экономику происходит не прямо, а опосредо­вано. Причем влияние проявляется с некоторым опозданием, посколь­ку осуществляется через участие государства в распределении и пере­распределении ВВП. Налоги должны быть важнейшим инструментом, способствующим антицикличности в экономике, и регулятором инвестиций. С помощью налогового peгулирования государство соз­дает необходимые условия для ускорения накопления капитала в наи­более перспективных с точки зрения научно-технического прогресса отраслях, а также в малорентабельных, но социально необходимых сферах производства. Мировая практика наработала и использует множество форм налогов, различающихся по объектам обложения, источником уплаты, формам взимания и т.д. Это позволяет в боль­шей мере охватывать все многообразие видов доходов налогоплатель­щиков, определенным образом воздействовать на различные стороны их хозяйственной деятельности и одновременно снижать негативное влияние налогового процесса за счет перераспределения налогов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: