II. Технология создания и использования содержательного компонента в установке

Напомним, что выделение данного компонента условно, т.к. он часто слит воедино с первым компонентом. Содержательный компонент служит для того, чтобы ввести учеников в проблему, «обрисовать» ситуацию, тем самым направляя речевую деятельность и поведение учащихся в нужное русло. Содержательной базой общения являются проблемы, и в данном компоненте установки проблемность обеспечивается за счет предметов обсуждения, о которых мы упоминали ранее (см. Глава 2 §1).

Предметы обсуждения связаны между собой в сознании человека ассоциативно, логически и, главное, в смысловом отношении. Совокупность всех знаний общающихся о предметах обсуждения составляет предметное содержание общения.

Чем разнообразнее перечень проблем, предложенных в содержательном компоненте установок для комплекса упражнений, посвящённых одной проблеме, чем больше предметов обсуждения «задействовано», тем бóльший объем различных знаний актуализируется в сознании каждого обучаемого по разным проблемам и, следовательно, тем богаче становится опыт его общения и разнообразнее сами высказывания.

Продемонстрируем функционирование различных предметов обсуждения в содержательном компоненте установки.

Установка № 8

Lately many young people have preferred studying abroad. In particular Olga, a student of our school, is going to study in America, saying that foreign higher education is better…

В данной части установки основным предметом обсуждения является массовое явление – многие молодые люди полагают, что, обучаясь за границей, они получат более качественное образование, а сопутствующим предметом обсуждения является спорное субъективное утверждение одной из школьниц. Данные предметы обсуждения порождают ряд проблемных вопросов, как то: «Где лучше получать высшее образование?», «Почему многие стремятся обучаться за границей?», «Правда ли, что уровень образования за границей выше?» и др. Оба предмета обсуждения не однозначны, проблемны, порождают противоречивые точки зрения, мотивируя тем самым учащихся к дискуссии.

Приведем другой пример содержательного компонента установки, в котором демонстрируется использование общественного события в жизни страны, города и т.п. в качестве предмета обсуждения.

Установка № 9

Education is important. That is why our local authorities spend a lot of money on it and try to do their best to support and improve our regional system of education. Recently, one of the local newspapers published an article about schools in Surgut…

Именно мероприятия местного масштаба – поддержка и развитие школ в регионе – являются тем предметом обсуждения, которое вызывает эмоциональное отношение участников разговора, что обеспечивает мотивированность общения. Это происходит и за счёт использования в установке следующих слов: try to do their best to support and improve,… Они подчёркивают оценочно-смысловую сторону проблемы и призывают учащихся не только разделить это отношение, но и привести факты в поддержку важности образования, высказать отношение к действиям местных властей, дать оценку школам Сургута.

В процессе создания содержательного компонента установки следует обращать внимание на его познавательную ценность, которая может быть представлена в виде факта родной культуры (как в примере выше) или иностранной (следующий пример), при этом сам факт культуры часто может представлять собой предмет обсуждения.

Установка № 10

Do you know that almost every country discusses the need for school uniform? The majority of schools in Great Britain tell their pupils what kind of clothes and colour they should wear …

Предметом обсуждения в данном примере является понятие «школьная форма». В то же время сообщаются конкретные сведения о подходе к выбору школьной формы в Великобритании. Наличие конкретных сведений о школьной форме способствует формированию интереса учащихся, так как предмет обсуждения значим и злободневен для них, поэтому вызывает эмоциональное отношение, желание сравнить школьную форму в разных странах, сопоставить предъявляемые требования к школьной одежде и получить дополнительную информацию по данному вопросу.

Необходимо отметить, что «подача» предметов обсуждения, как и «подача» содержательного компонента в целом, может производиться различными путями: за счет смены форм текста: рассуждение (нейтральное и эмоционально окрашенное) №№4, 8, 9 и др.; сообщение №№2, 3, 6, 10 и др.; осуждение №№ 3, 5 и др.; за счёт использования различных средств выразительности, включая разнообразные языковые средства, тропы, фигуры, лексико-грамматические средства, стилистические приемы и синтаксические конструкции. Так, используя и варьируя средства эмоциональной окраски установки, можно осуществлять управление процессом обучения говорению, направляя внимание учеников на те проблемы и объекты, которые в большей степени их волнуют, т.к. оказывают сильное воздействие на эмоционально-чувственную сферу учащихся. Оперируя этими средствами, можно вызвать требуемое состояние, пробудить инициативность и мобилизировать учащихся на готовность к активным действиям, развивая их умение говорить. (см. в следующих установках №№ 2, 3, 4, 5, 6, 11, 14 и др.)

Установка № 11

There are some pupils who reject wearing school uniform. Would you like to have a school uniform? If you had to wear school uniform, what colour would you like it to be? Who should make the choice? Pupils? Parents? School’s authority?...

Как видим, предметом обсуждения, как и в предыдущем примере, является понятие «школьная форма». Каждый из вопросов актуализирует мыслительную деятельность учащихся за счёт обращения к различным аспектам обсуждения данного понятия. Используя серию логично связанных между собой вопросов, учитель как бы переходит к разговору с классом. Вопросы оживляют изложение, придают динамичность, живость, логичность, выразительность, как самой установке, так и последующим высказываниям учащихся.

Предлагаем для рассмотрения другое понятие в качестве предмета обсуждения.

Установка № 12

It is the teaching staff that makes a perfect school. Some people consider a perfect school is the one that gives a good education. Others believe that a perfect school is well-equipped. What is your idea of a perfect school? (What makes a school perfect?)...

Предметом обсужденияявляется понятие «идеальная школа». Данное понятие представлено через показ нескольких позиций, которые помогают учащимся самоопределиться в выборе собственной позиции. Каждая из фраз включенная в установку не оказывает какого-либо давления на выбор учащихся одной из позиций, а с другой стороны, заставляет сделать их выбор достаточно свободно. Заключительный вопрос конкретизирует предмет обсуждения, фиксирует на нём внимание.

Предметом обсуждения может стать и личная проблема обучающегося, связанная с семейной драмой, с отчуждением сверстников, с переходом в другую школу и.т.д.

Установка № 13

Imagine that your parents have just moved to a new flat and you have to go to a new school. When changing schools pupils often face some problems…

В данном примере предмет обсуждения – личное событие, значимое только для данного человека. Оно связано с переходом в другую школу. Установка усложнена тем, что в данном случае учащимся предлагается пофантазировать и побывать в роли новичка. Указание на возможные трудности, связанные с переходом в другую школу, направляет размышление учащихся в нужное русло.

Попробуем оставить предмет обсуждения прежним и изменим роль ученика в данной ситуации.

Установка № 14

Unfortunately pupils sometimes have to change schools because of moving to another town or region. Imagine that a new pupil has come to your class; you have had a similar experience and know how difficult it can be …

Предмет обсуждения тот же, но с другой позиции представлена роль ученика – ему требуется помочь новичку адаптироваться в сложной ситуации. В данном примере задействованы мотивы общественного характера. Использование слов unfortunately, difficult усиливают проблему.

В следующем примере установки показана та же ситуация, но предмет обсуждения другой – п оступок одноклассника.

Установка № 15

Pupils sometimes have to change schools; it is often associated with such problems as getting along with others, bullying, etc.… You have a newcomer in your class who has become an outcast. Petya is the only one who protects this outcast from the rest of the class …

Данный содержательный компонент установки фиксирует внимание на поведении подростка осмелившегося заступиться за новичка. Благодаря типичной школьной ситуации происходит вызов потребности у учащихся высказаться, оценить поведение одноклассника, поделиться своим отношением к происходящему. То, что поведение лишь обозначен, а конкретного поступка нет, заставляет учащегося задуматься над действиями Пети, а использование слова “ the only one ” – оценить его поступок как смелый и неординарный.

Приведем пример использования поступка в качестве предмета обсуждения, представив форму подачи в более эмоциональном тоне.

Установка № 16

Sometimes, when we face a dilemma, we may make the wrong decision. Luckily, other people may prevent us from foolish actions. For example, Sam was about to take some money from his friend's wallet when the teacher came in…

В данном содержательном компоненте установки представлен негативный поступок как предмет обсуждения, но смысловое содержание установки более усилено, благодаря наличию в ней таких слов как faced a dilemma, the wrong thing, luckily, may prevent us, которые имеют полярную значимость и обращены непосредственно к эмоционально-чувственной сфере учащихся, вызывают заинтересованность, обеспечивают включение школьников в вербальное общение, необходимое для овладения речью на иностранном языке.

В следующем примере предмет обсуждения – «ненормальное» поведение.

Установка № 17

Studying at school can take up a lot of time to say nothing about homework. But some children find an easy way to cheat the tight schedule. They copy homework from their classmates…

Списывание относится к разделу «ненормального» поведения в школе. Подача предмета обсуждения осуществлена в форме сообщения или констатации факта. Почти у каждого ребёнка есть такой опыт, и актуализация речемыслительной деятельности идёт именно через личный опыт учащегося.

Как видно из последних примеров, предметы обсуждения связаны ассоциативно, логически и, главное, в смысловом отношении. Поскольку предметы обсуждения в сознании человека объединены в единое смысловое поле, следовательно, в процессе обучения необходимо, чтобы обсуждение одного предмета плавно перетекало в другой, что приблизит обучение к реальному процессу общения.

Стоит отметить, что предмет обсуждения может быть выбран и самим учащимся, как это показано в следующем примере содержательного компонента установки.

Установка № 18

You are disappointed that one of your classmates never takes part in out-of-class activities which are organized at your school. You decide to talk to him …

Данный пример показывает, что учащиеся имеют возможность самостоятельно выбрать предмет обсуждения. Это может быть чей-либо поступок на одном из мероприятий, событие из школьной жизни, и «ненормальное» положение вещей, когда одноклассник отказывается от участия в жизни школы и класса и т.д. Установка обрисовывает ситуацию и очерчивает круг, в рамках которого происходит выбор: разговор с другом об участии во внеклассных мероприятиях.

Еще раз обратим внимание на взаимозависимость и взаимопроникаемость первого и второго компонентов установки, а также на условность их разделения; в установке они могут быть слиты воедино, что можно наблюдать в примерах №№ 1, 5, 6, 9, 11, 12, 14, 15, 16 и др.

Как далее можно направлять речевые высказывания учащихся и стабилизировать их деятельность в рамках заданного учителем направления, будет показано в описании технологии деятельностного компонента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: