Характерные черты и основные направления философии эпохи Возрождения

Наиболее общая отличительная черта философии возрождения - утверждение идеала гармоничности человека и цельности мироздания.

Для мировоззренческих представлений Возрождения характерен взгляд на природу, мироздание как на подчиняющееся законам, разумное, одушевленное целое. Основу этих представлений составлял пантеизм, приобретший различные оттенки и опиравшийся на различные философские воззрения. Наибольшее распространение из них получил неоплатонизм. Гуманизм выразился в представлениях о человеке как о наделенном активностью, творческой самостоятельностью, единством духовного и телесного. Защита достоинства человека, освобождение его разума и воли от сковывающих их пут - таков пафос гуманистической этики Возрождения.

Изобретения и открытия, знаменующие переход к Новому времени, открытие Америки, установление новой астрономической системы изменили взгляды людей на мир и положение в нем человека, наложили глубокий отпечаток на весь характер последующей науки и философии.

Основные черты:

-антропоцентризм(мировоззрение,оценивающее мир через человека;

-гуманизм(система взглядов,выражающих признание ценноссти человека как личности);

-пантеизм(всебожье);

-гелиоцентризм(солнце-центр вселенной);

-секуляризация(освобождение от религии и церковных институтов);

-индивидуализм(начало зарождения капитализма).

Направления:

1)гуманистическое(Ф.Петрарко,Д.Алигъери, Д.Бокаччо)

2)натурфилософское(Бруко,Г.Галилей,М.Коперник)

3)неоплатоническое(Н.Кузанский)

4)реформационная(М.Лютер,Ж.Кальвин, Т.Мюнцер)

5)политическая(Н.Макиавелли,Ж.Беден)

6)утопическая(Т.Кампанелло, Т.Мор)

16. Новоевропейская философия: учения Ф. Бэкона и Р. Декарта

Наступившее после Возрождения Новое время продолжило формировать иное отношение к природе и духовному миру человека. Расширение интеллектуального мира личности определило духовный облик эпохи, найдя выражение в философских системах английского мыслителя Фрэнсиса Бэкона и французского ученого и философа Рене Декарта.

Они с разных ценностно-мировоззренческих позиций разработали свои философские концепции, ядром которых стала методологическая проблематика. «Целью нашего общества, — утверждал Бэкон, — является познание причин и скрытых сил всех вещей и расширение власти человека над природою, покуда все не станет для него возможным». И для Декарта, который был не только великим философом, но и не менее великим математиком, наука — высшая ценность. Она основа надежды, символ всемогущества человеческого разума, воплощаемого в технике. Техника, в свою очередь, расширяет возможности научного познания природы.

Бэкон провозгласил вместе с Декартом главные принципы философии Нового времени. Именно Бэкон выразил базовую заповедь нового мышления в афоризме «Знание — сила». В знании, в науке Бэкон видел мощный инструмент: социальных изменений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: