Осуществляемое посредством уплаты налога изъятие денег носит правомерный характер

Несмотря на то, что, с одной стороны, при взимании налога изъятие денег у налогоплательщика происходит против его воли и желания, и, не­смотря на то, что, с другой стороны, налог - это всегда завладение госу­дарством чужими деньгами, оно становится их собственником на легитимных основаниях. В силу этого налог можно считать специфическим пре­кращением права собственности у одного лица (налогоплательщика) и воз­никновения этого права у другого лица (государства).

Этим самым налог отличается от принудительного, но неправомерного отчуждения собственности (кражи, грабежа, разбоя и т. п.).

Следует также отметить. что налог не является карой за какое-либо со­вершенное налогоплательщиком правонарушение или наказанием за его противоправное поведение. В основании взимания налога не лежит пове­дение налогоплательщика, налог взимается в силу установления государ­ства и на основании тех юридических фактов, которые лежат в основании возникновения налогового обязательства.

Этим налог отличается от таких оснований прекращения права соб­ственности, как конфискация, штраф, возмещение причиненного вреда и т. п., в основе которых лежит противоправное поведение лица.

Экономическими признаками налога являются следующие: 1) налог выражает распределение совокупного общественного продукта в пользу государства; 2) налог, как правило, носит денежную форму, хотя могут су­ществовать и натуральные налоги; 3) безвозвратность уплаты налога; 4) безэквивалентность уплаты налога; 5) смена формы собственности при уплате налога.

Комментируя названные признаки, отметим следующее.

1. Государственный аппарат, как отмечалось, не производит стоимости, реализация которой могла бы дать государству деньги. Поэтому оно вынуждено изымать посредством налога деньги у тех, кто, производя ма­териальные ценности, их имеет. С экономической точки зрения это озна­чает, что посредством установления налога государство обращает часть произведенного совокупного общественного продукта в свою пользу.

2. По большей части налоги имеют денежную форму. Соответствен­но этому налоговые отношения представляют собой денежные отношения. Однако налоги могут носить и натуральную форму. Например, сельскохо­зяйственный налог может выплачиваться в определенной доле от собран­ного урожая. Натуральная форма налога предусмотрена и в Казахстане при налогообложении недропользователей в виде доли государства от добы­той недропользователем продукции.

З. Уплата налога означает безвозвратное взимание денег.

При уплате налога имеет место одностороннее движение денег (или, как говорят экономисты, движение стоимости в денежной форме): от пла­тельщика к государству, и только.

Этим налог отличается от возвратных платежей (например, государ­ственных займов), при которых деньги движутся сперва от плательщика к государству, а затем обратно - от государства к плательщику (то есть день­ги возвращаются).

Следует подчеркнуть, что существовало и существует множество тео­рий о так называемой «социальной возвратности» налогов, согласно кото­рым деньги, собранные с населения посредством налогов, возвращаются ему в виде всякого рода государственных выплат бесплатного образования, здравоохранения и иные государственные услуги.

4. Налог является безэквивалентным платежом.

Выражаясь экономическим языком, налог опосредует одностороннее движение стоимости в денежной форме, не сопряженное встречным дви­жением стоимости в товарной форме. Проще говоря, налог не является платой за какие-либо товары или хотя бы государственные услуги, как это пытаются представить некоторые налоговые теории, а выступает безвоз­мездным изъятием денег.

Этим самым налог отличается от такой разновидности платежей) как плата за пользование государственной собственностью, которая хотя и устанавливается государством в одностороннем порядке, но выступает относительным эквивалентом какого-то встречного удовлетворения (на­пример, плата за пользование земельным участком, плата за пользование водными ресурсами и т. п.). В юридическом смысле без эквивалентность обычно выражается тер­мином «безвозмездность». Отметим также, что существуют многочислен­ные теории «социальной возмездности» налогов, в соответствии с кото­рыми налогоплательщики взамен уплаченного налога получают самые разнообразные услуги в виде охраны общественного порядка, обороны страны от внешних врагов и т. п. Но такого рода возмездность может рас­сматриваться лишь в политическом плате - ни в экономическом, ни в юри­дическом смыслах услуги, полученные обществом от государства, не выс­тупают эквивалентом взимаемых с налогоплательщиков налогов. В равной мере налоги не выступает платой общества государству за его деятель­ность, поскольку услуги государства (как и в целом его деятельность) не имеют стоимостной оценки. Поэтому деятельность, не создающая стоимо­сти и не имеющая соответственно цены, не может быть соизмерима с на­логами, которые представляют собой стоимость в денежной или натураль­ной форме. Наконец, эквивалентность - это свойство отношений обмена (товарно-денежных отношений). Налоги же возникают лишь на стадии распределения совокупного общественного продукта. Обмен и распределение - это различные стадии общественного производства.

5. Уплата налога влечет изменение формы собственности на предмет налогового платежа.

В процессе уплаты налога происходит смена форма собственности на де­нежные средства (при денежной форме налога) или материальные ценности (при натуральной форме налога), выступающие предметом налогового пла­тежа, с частной на государственную. Иначе говоря, налогообложение выра­жает собой процесс отчуждения собственности в пользу государства.

Смена формы собственности традиционно рассматривалась в качестве признака налога. Поэтому те обязательные платежи, которые вносили в бюджет государственные предприятия и которые не выражали смены соб­ственности, поскольку осуществлялись в рамках государственной соб­ственности, не рассматривались в качестве налогов - их именовали «обя­зательные отчисления» и относили к группе неналоговых доходов бюджета.

В настоящее время налоговое законодательство сменило свою позицию, и налогообложение распространилось и на государственных субъектов.

Как с правовой, так и с экономической точек зрения такой подход пред­ставляется необоснованным, так как он ведет к игнорированию права го­сударственной собственности, что при водит к игнорированию права соб­ственности вообще.

Экономическим содержанием платежей, которые вносят в бюджет государ­ственные предприятия, является первичное распределение собственности в виде дохода предприятия, не выражающее переноса права собственности на деньги, поскольку они уже имеют форму государственной собственности. На­логи же знаменуют вторичное распределение дохода, характеризующееся его отчуждением и сменой формы собственности. Правовым содержанием плате­жей в бюджет государственных предприятий выступает акт реализации соб­ственником (т. е. государством) своего права собственности, выражающийся смене владельца имущества. При налогах происходит принудительное изме­нение формы собственности. И неслучайно, что платежи государственных пред­приятий правовой теорией рассматриваются как доходы с государственного имущества. Причем природа этих доходов совершенно аналогична тем дохо­дам, которые получает частный собственник от имущества, находящегося в ча­стной собственности: в обоих случаях в основании получения дохода лежит пра­вомочие собственника распоряжаться как имуществом, так и доходом, полученным в результате его использования, поскольку и то, и другое (имуще­ство и полученный доход) являются его собственностью.

Другими словами, платежи государственных предприятий - это часть собственного дохода государства, налоги - часть чужого; устанавливая государственным предприятиям, обязательные платежи в бюджет, государ­ство забирает свое, взимая налоги - государство забирает чужое.

На основании изложенного, представляется возможным дать следую­щее определение налога в старину такого рода платежи, именовались "домены".

Налог - это принудительное изъятие в денежной или натуральной фор­ме государством в свою пользу части собственности организаций и физи­ческих лиц, (А) осуществляемое на основе правового акта, принятого над­лежащим государственным органом и в надлежащей форме, (6) производимое в определенных размерах и в установленные сроки, (В) но­сящее обязательный, безвозвратный и безвозмездный характер.

Данное определение носит научный (доктринальный) характер. Оно выступает теоретической дефиницией, призванной раскрыть сущность налога как экономической и финансово-правовой категории.

Налог - это достаточно сложное образование, имеющее определенную внутреннюю структуру и состоящую из определенных элементов.

Основными элементами налога являются: 1) субъект налога; 2) объект налога; 3) налоговая база; 4) налоговая ставка; 5) налоговый период; 6) по­рядок исчисления налога; 7) порядок уплаты налога; 8) налоговые льготы (если они предусмотрены).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: