Несмотря на то, что, с одной стороны, при взимании налога изъятие денег у налогоплательщика происходит против его воли и желания, и, несмотря на то, что, с другой стороны, налог - это всегда завладение государством чужими деньгами, оно становится их собственником на легитимных основаниях. В силу этого налог можно считать специфическим прекращением права собственности у одного лица (налогоплательщика) и возникновения этого права у другого лица (государства).
Этим самым налог отличается от принудительного, но неправомерного отчуждения собственности (кражи, грабежа, разбоя и т. п.).
Следует также отметить. что налог не является карой за какое-либо совершенное налогоплательщиком правонарушение или наказанием за его противоправное поведение. В основании взимания налога не лежит поведение налогоплательщика, налог взимается в силу установления государства и на основании тех юридических фактов, которые лежат в основании возникновения налогового обязательства.
Этим налог отличается от таких оснований прекращения права собственности, как конфискация, штраф, возмещение причиненного вреда и т. п., в основе которых лежит противоправное поведение лица.
|
|
Экономическими признаками налога являются следующие: 1) налог выражает распределение совокупного общественного продукта в пользу государства; 2) налог, как правило, носит денежную форму, хотя могут существовать и натуральные налоги; 3) безвозвратность уплаты налога; 4) безэквивалентность уплаты налога; 5) смена формы собственности при уплате налога.
Комментируя названные признаки, отметим следующее.
1. Государственный аппарат, как отмечалось, не производит стоимости, реализация которой могла бы дать государству деньги. Поэтому оно вынуждено изымать посредством налога деньги у тех, кто, производя материальные ценности, их имеет. С экономической точки зрения это означает, что посредством установления налога государство обращает часть произведенного совокупного общественного продукта в свою пользу.
2. По большей части налоги имеют денежную форму. Соответственно этому налоговые отношения представляют собой денежные отношения. Однако налоги могут носить и натуральную форму. Например, сельскохозяйственный налог может выплачиваться в определенной доле от собранного урожая. Натуральная форма налога предусмотрена и в Казахстане при налогообложении недропользователей в виде доли государства от добытой недропользователем продукции.
З. Уплата налога означает безвозвратное взимание денег.
При уплате налога имеет место одностороннее движение денег (или, как говорят экономисты, движение стоимости в денежной форме): от плательщика к государству, и только.
|
|
Этим налог отличается от возвратных платежей (например, государственных займов), при которых деньги движутся сперва от плательщика к государству, а затем обратно - от государства к плательщику (то есть деньги возвращаются).
Следует подчеркнуть, что существовало и существует множество теорий о так называемой «социальной возвратности» налогов, согласно которым деньги, собранные с населения посредством налогов, возвращаются ему в виде всякого рода государственных выплат бесплатного образования, здравоохранения и иные государственные услуги.
4. Налог является безэквивалентным платежом.
Выражаясь экономическим языком, налог опосредует одностороннее движение стоимости в денежной форме, не сопряженное встречным движением стоимости в товарной форме. Проще говоря, налог не является платой за какие-либо товары или хотя бы государственные услуги, как это пытаются представить некоторые налоговые теории, а выступает безвозмездным изъятием денег.
Этим самым налог отличается от такой разновидности платежей) как плата за пользование государственной собственностью, которая хотя и устанавливается государством в одностороннем порядке, но выступает относительным эквивалентом какого-то встречного удовлетворения (например, плата за пользование земельным участком, плата за пользование водными ресурсами и т. п.). В юридическом смысле без эквивалентность обычно выражается термином «безвозмездность». Отметим также, что существуют многочисленные теории «социальной возмездности» налогов, в соответствии с которыми налогоплательщики взамен уплаченного налога получают самые разнообразные услуги в виде охраны общественного порядка, обороны страны от внешних врагов и т. п. Но такого рода возмездность может рассматриваться лишь в политическом плате - ни в экономическом, ни в юридическом смыслах услуги, полученные обществом от государства, не выступают эквивалентом взимаемых с налогоплательщиков налогов. В равной мере налоги не выступает платой общества государству за его деятельность, поскольку услуги государства (как и в целом его деятельность) не имеют стоимостной оценки. Поэтому деятельность, не создающая стоимости и не имеющая соответственно цены, не может быть соизмерима с налогами, которые представляют собой стоимость в денежной или натуральной форме. Наконец, эквивалентность - это свойство отношений обмена (товарно-денежных отношений). Налоги же возникают лишь на стадии распределения совокупного общественного продукта. Обмен и распределение - это различные стадии общественного производства.
5. Уплата налога влечет изменение формы собственности на предмет налогового платежа.
В процессе уплаты налога происходит смена форма собственности на денежные средства (при денежной форме налога) или материальные ценности (при натуральной форме налога), выступающие предметом налогового платежа, с частной на государственную. Иначе говоря, налогообложение выражает собой процесс отчуждения собственности в пользу государства.
Смена формы собственности традиционно рассматривалась в качестве признака налога. Поэтому те обязательные платежи, которые вносили в бюджет государственные предприятия и которые не выражали смены собственности, поскольку осуществлялись в рамках государственной собственности, не рассматривались в качестве налогов - их именовали «обязательные отчисления» и относили к группе неналоговых доходов бюджета.
В настоящее время налоговое законодательство сменило свою позицию, и налогообложение распространилось и на государственных субъектов.
|
|
Как с правовой, так и с экономической точек зрения такой подход представляется необоснованным, так как он ведет к игнорированию права государственной собственности, что при водит к игнорированию права собственности вообще.
Экономическим содержанием платежей, которые вносят в бюджет государственные предприятия, является первичное распределение собственности в виде дохода предприятия, не выражающее переноса права собственности на деньги, поскольку они уже имеют форму государственной собственности. Налоги же знаменуют вторичное распределение дохода, характеризующееся его отчуждением и сменой формы собственности. Правовым содержанием платежей в бюджет государственных предприятий выступает акт реализации собственником (т. е. государством) своего права собственности, выражающийся смене владельца имущества. При налогах происходит принудительное изменение формы собственности. И неслучайно, что платежи государственных предприятий правовой теорией рассматриваются как доходы с государственного имущества. Причем природа этих доходов совершенно аналогична тем доходам, которые получает частный собственник от имущества, находящегося в частной собственности: в обоих случаях в основании получения дохода лежит правомочие собственника распоряжаться как имуществом, так и доходом, полученным в результате его использования, поскольку и то, и другое (имущество и полученный доход) являются его собственностью.
Другими словами, платежи государственных предприятий - это часть собственного дохода государства, налоги - часть чужого; устанавливая государственным предприятиям, обязательные платежи в бюджет, государство забирает свое, взимая налоги - государство забирает чужое.
На основании изложенного, представляется возможным дать следующее определение налога в старину такого рода платежи, именовались "домены".
Налог - это принудительное изъятие в денежной или натуральной форме государством в свою пользу части собственности организаций и физических лиц, (А) осуществляемое на основе правового акта, принятого надлежащим государственным органом и в надлежащей форме, (6) производимое в определенных размерах и в установленные сроки, (В) носящее обязательный, безвозвратный и безвозмездный характер.
|
|
Данное определение носит научный (доктринальный) характер. Оно выступает теоретической дефиницией, призванной раскрыть сущность налога как экономической и финансово-правовой категории.
Налог - это достаточно сложное образование, имеющее определенную внутреннюю структуру и состоящую из определенных элементов.
Основными элементами налога являются: 1) субъект налога; 2) объект налога; 3) налоговая база; 4) налоговая ставка; 5) налоговый период; 6) порядок исчисления налога; 7) порядок уплаты налога; 8) налоговые льготы (если они предусмотрены).