Тема лекционного занятия № 2. Налогогобложение и налоговая деятельность государства

Цель: Рассмотреть налогообложение и налоговую деятельность государства.

План:

  1. Понятие налога, налоговой системы.
  2. Понятие налогообложения, налоговой деятельности и их характеристика.

Налоговый кодекс Республики Казахстан дает легальное (законодательное) определение налога. Согласно Кодексу: «налоги - за­конодательно установленные государством в одностороннем порядке обя­зательные денежные платежи в бюджет, производимые в определенных размерах, носящие безвозвратный и безвозмездный характер».

Надо сказать, что это достаточно точное и научно корректное опреде­ление налога, вполне отвечающее потребностям правового регулирова­ния налоговых отношений и практике осуществления налоговой деятель­ности государства применительно к условиям Казахстана (как, впрочем, и к условиям любой другой цивилизованной страны на современном этапе исторического развития).

Рассмотрим соотношение налога с другими обязательными платежа­

ми, также формирующих государственные доходы.

1. Отличие налогов и государственных сборов.

Государственный сбор - плата государственному органу за соверше­ние юридически значимого по отношению к плательщику акта (придание плательщику определенного правового статуса, юридическая легализация определенного имущества, без которой использование данного имуще­ства не разрешается, выдача разрешения на пользование чем-либо либо предоставление права осуществления какой-либо деятельности).

К государственным сборам Налоговый кодекс сбор за государственную регистрацию лиц, сбор за государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, сбор за государственную регистрацию прав на недвижи­мое имущество и сделок с ним, сбор за государственную регистрацию меха­нических транспортных средств, гербовый сбор, лицензионный сбор и др.

Основное отличие налогов и государственных сборов заключается в следующем.

Во-первых, государственные сборы призваны компенсировать расхо­ды государственного аппарата, т. е. они должны быть скорреспондирова­ны с затратами, произведенными при реализации соответствующей госу­дарственной услуги в виде юридически значимых действий; налоги призваны финансировать деятельность государства в целом.

Некоторые авторы определяют налог через понятие "сбор" (см., напр.: Со­колов А. Теория налогов. М., 1928. С. 11; Горский И. В. Налоги в рыночной экономике. М., 1992. С.6). В свете ныне существующих представлений понятия "сбор" и "налог" выражают собой различные виды обязательных платежей.

Во-вторых, признаком налога является безвозмездность (юридический критерий) и безэквивалентность (экономический критерий); сбор же яв­ляется относительно эквивалентным платежом - уплатив сбор, субъект по­лучает определенное право, статус или разрешение от государства. На­пример, с уплатой сбора за государственную регистрацию юридических лиц связано приобретение субъектом статуса юридического лица, лицен­зионный сбор взимается при выдаче лицензии, которая дает плательщику право заниматься определенным видов деятельности. Налог уплачивает­ся «просто так» - уплатив налог, плательщик ничего взамен не получит; сбор уплачивается в связи с совершением государственным органом в пользу плательщика какого-то юридически значимого действия.

В-третьих, сбор является разовым платежом, а для налога характерна стабильность и длительность отношений.

В-четвертых, вступление лица в отношение с государством по поводу уплаты налога носит для этого лица принудительный характер; вступление же в отношение, связанное с уплатой сбора, носит для лица доброволь­ный характер, поскольку добровольным является само обращение к госу­дарству за тем, что обусловлено уплатой сбора. Например, лицо обраща­ется в соответствующий государственный орган с заявлением о выдаче лицензии на право занятия определенным видом предпринимательской деятельности. Само обращение носит сугубо добровольный характер ­

никто не заставляет лицо заниматься такой деятельностью. Однако выда­ча лицензии обусловлена уплатой лицензионного сбора, который в силу этого приобретает характер обязательного платежа.

2. Отличие налогов от платы.

Плата - это платеж государству за пользование объектами, находящи­мися в государственной собственности или отнесенными к фискальной монополии государства. Название «плата» при меняется в Казахстане к нескольким видам пла­тежей: плата за пользование земельным участком, плата за пользование водными ресурсами, плата за пользование животным миром, плата за лес­ные пользования и т. п.

Основное отличие налога от платы заключается в том, что налог являет­ся безвозмездным и безэквивалентным платежом, а плата - возмездным эквивалентным; налог опосредует финансовое отношение, а плата - граж­данско-правовое, где государство выступает в роли субъекта гражданского права. Уплатив плату, лицо получает ее эквивалент в виде права пользова­ния тем или иным объектом.

3. Отличие налога от государственной пошлины.

Государственная пошлина - обязательный платеж, взимаемый за совер­шение юридически значимых действий и (или) выдачу документов уполно­моченными на то государственными органами или должностными лицами.

Таким образом, пошлины в отличие от налога носят относительно эк­вивалентный характер, что, кстати, сближает их со сборами. Государствен­ная пошлина - платеж за какую-либо услугу государства; при уплате нало­га нет встречной услуги со стороны государства. Вместе с тем мы гово­рим, что пошлины носят «относительно» эквивалентный характер, так как государственная услуга, подобно любой другой разновидности государ­ственной деятельности, не является носителем стоимости. Поэтому гово­рить, что в данном случае возникает товарно-денежной отношение, где лицо, уплатившее пошлину, взамен получает ее товарный эквивалент в виде государственной услуги, в экономическом смысле нет оснований.

Понятие обязательные отчисления в современной налоговой прак­тике Казахстана не используется. Однако в прошлом оно употреблялось весьма часто: в советские времена им обозначались обязательные плате­жи государственных предприятий в бюджет, в более поздние времена так назывались некоторые виды платежей, являющихся по своей сути налога­ми (например, «отчисления пользователей автомобильных дорог»).

Если говорить об отчисления как форме обязательных платежей в бюд­жет государственных предприятий, то их отличие от налогов заключается в факторе смены собственности - при уплате налогов право собственнос­ти на денежные средства меняется с частной на государственную, при вне­сении обязательных отчислений форма собственности не меняется - дви­жение денег производится в рамках государственной собственности.

Налог как юридический факт, лежащий в основе возникновения обяза­тельства по передаче налогоплательщиком государству определенной сум­мы денежных средств, и исполнение этого обязательства можно объеди­нить через понятие «налогообложение». В буквальном значении слово «налогообложение» означает «обложе­ние налогом».

В свою очередь «обложить налогом» значит, во-первых, его установить, во-вторых, добиться его уплаты. Налоги устанавливает государство, оно же производит их взимание (во всяком случае, уплата налога производится государству).

Таким образом, налогообложение - это деятельность государства по установлению и взиманию налогов.

Налогообложение составляет сердцевину налоговой деятельности государства. Налоговая деятельность государства является одним из направлений его финансовой деятельности и связана с таким направлением последней, как добывание государством денежных средств, необходимых для своего существования и функционирования. Разумеется, государство добывает себе денежные средства не только посредством налогов - имеются еще и другие способы. Тем не менее, налоги являются либо основным, либо од­ним из основных способов источников финансирования государства следует сказать, что в отличие от категории «финансовая деятельность государства», довольно тщательно освещенной в юридической литературе.

Речь, разумеется, идет о государстве, функционирующем в условиях рыноч­ной экономики, т. е. экономики, основанной на частной собственности. Со­циалистические государства имеют иную структуру доходов.

Понятие «налоговая деятельность» хотя и встречается в тех или иных источниках, однако своей развернутой характеристики в отечественной литературе до сих пор не получило. Между тем, от того, как эта деятель­ность будет осуществляться, зависит само существование государства.

Налоговая деятельность - это деятельность государства по орга­низации налогообложения и обеспечению его осуществления.

Таким образом, понятие «налоговая деятельность» связано с понятием «налогообложение». Отличие между ними заключается, по нашему мнению, в том, что понятие «налоговая деятельность» шире понятия «налогообложе­ние», поскольку включает в себя не только установление и взимание нало­гов, что свойственно налогообложению, но и деятельность по формирова­нию налогосборочного аппарата и обеспечению его функционирования.

Налоговая деятельность государства включает в себя несколько компонентов и состоит из следующих основных направлений:

1) формирование налоговой системы государства путем установления и введения налогов и их взаимного согласования (гармонизации);

2) определение компетенции органов государственной власти в обла­сти налогообложения и распределение их полномочий в данной сфере;

3) формирование системы специализированных налоговых органов государства (формирование налоговой администрации) и обеспечение их надлежащего функционирования;

4) осуществление контроля за соблюдением налогового законодатель­ства, исполнением налоговых обязательств, организация налогового кон­троля за полной и своевременной уплатой платежей;

5) осуществление сбора налогов как путем их принудительного взимания, так и путем их самостоятельной уплаты налогоплательщиками; принудитель­ное взыскание недоимок и пени, начисленных за просрочку уплаты налогов;

6) поддержание режима соблюдения законности в сфере налогообло­жения, включая установление юридической ответственности за наруше­ние налогового законодательства и привлечения к ответственности лиц, допустивших эти нарушения.

Налоговая деятельность осуществляется посредством определенных методов.

Под методами налоговой деятельности понимаются те конкретные приемы и способы, посредством которых государство организует и осу­ществляет налогообложение.

Основными методами налоговой деятельностью являются: 1) установ­ление налогов; 2) ведение учета налогоплательщиков; 3) ведение учета объектов обложения по окладным видам налогов; 4) взимание окладных ви­дов налогов; 5) организация удержания налогов у источника выплаты дохо­да; 6) установление для определенных категорий налогоплательщиков на­логовой отчетности; 7) осуществление контроля за исполнением налогоплательщиками своих налоговых обязательств, а налоговыми аген­тами, сборщиками налогов, банками и другими лицами, связанными с на­логообложением, - своих обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством; 8) принятие мер по обеспечению исполнения налогоплательщиками своих налоговых обязательств, а иными лицами, свя­занными с налогообложением, - своих налоговых обязанностей; 9) организация налоговой службы государства (системы налоговых органов); 10) при­влечение лиц, виновных в нарушении налогового законодательства, к установленной ответственности. Налоговая деятельность осуществляется в определенных правовых формах.

Основными правовыми формами осуществления налоговой деятельности являются:

1) издание юридических актов, носящих нормативный характер. Этими актами государство устанавливает правила поведения субъектов и участ­ников налоговых отношений, определяя их права и обязанности. Совокуп­ность данных актов образует налоговое законодательство страны. В числе главных актов можно назвать Налоговый кодекс;

2) издание индивидуальных правовых актов, посредством которых го­сударство в лице своего уполномоченного органа, регулирует поведение субъектов конкретного налогового отношения. Например, взимание неко­торых налогов производится на основании уведомления налогового орга­на, направленного конкретному налогоплательщику. В этом уведомлении содержится предписание произвести уплату налога в определенном раз­мере и в определенные сроки. Данный документ содержит все признаки индивидуального правового акта. Эти акты относятся к числу односторон­них налогово-правовых актов;

3) совершение двухсторонних налогово-правовых актов, в числе кото­рых можно назвать налоговые договоры;

4) реализация государством в лице уполномоченного своих прав и обя­занностей в качестве субъекта налогового правоотношения (например, принудительное взимание налоговым органом с неисправного налогопла­тельщика суммы налоговой задолженности).

Юридические акты, издаваемые органами налоговой службы государ­ства в процессе осуществления налоговой деятельности, являются нало­гово-правовыми актами.

Налогово-правовые акты - это юридические акты, принимаемые госу­дарственными органами в пределах своей компетенции по вопросам на­логовой деятельности государства и выступающие ее правовой формой.

По своим юридическим свойствам налогово-правовые акты подраз­деляются на нормативные и индивидуальные.

В процессе осуществления налоговой деятельности государство выс­тупает в двух качествах: 1) в роли политически властвующего субъекта, уп­равомоченного устанавливать налоги в односторонне-властном порядке урегулировать налоговые отношения посредством издания соответствую­щих нормативных правовых актов; 2) в роли субъекта (стороны) конкрет­ного налогового отношения.

Деятельность государства в сфере налогообложения в качестве политически властвующего субъекта, устанавливающего налоги и регулирующего налого­вые отношения, носит в основном нормотворческий характер. Посредством издаваемых законов и иных нормативных правовых актов государство водит налоги и регулирует возникающие при этом налоговые отношения, определяя права и обязанности их участников. В этом же порядке устанавливается ответ­ственность за нарушение налогового законодательства, которая обычно носит

характер ответственности за неполную или несвоевременную уплату налогов.

Как субъект (сторона) конкретного налогового отношения государство в лице своих специализированных налоговых органов добивается испол­нения конкретным налогоплательщиком своих налоговых обязательств перед государством, опираясь при этом на ту правовую базу, которая была уже ранее создана им самим же.

Государство - сложный организационный механизм, представляющий систему определенных органов. Деятельность государства - это деятельность его определенных органов, осуществляющих государственные полномочия в соответствии с установленным порядком и на основе своей компетенции.

Соответственно этому и налоговая деятельность государства реализу­ется через деятельность большого количества органов, каждый из кото­рых имеет свою сферу, определяемую его компетенцией и наличием прин­ципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

По сложившимся в большинстве стран демократической ориентации традициям установление налогов является прерогативой законодательной (представительной) ветви власти, которая делает это путем принятия за­конов. Эта же ветвь власти принимает законы, устанавливающие юриди­ческую ответственность за правонарушения в сфере налогообложения. Удел исполнительной власти - обеспечение сбора налогов, для чего обыч­но создаются специализированные органы налоговой службы. В юриди­ческом смысле это выражается в деятельности по обеспечению исполне­ния налогового законодательства. Судебная власть осуществляет привлечение лиц, нарушающих предписания налогового законодательства, что обычно выражается в неуплате (неполной уплате) налогов или наруше­нии сроков их уплаты, к установленной юридической ответственности.

На формирование системы органов, осуществляющих налоговую дея­тельность, определенное воздействие оказывает государственное устрой­ство - федеративное или унитарное. Государственное устройство оказы­вает воздействие и на формирование налоговой системы. Но при этом и для унитарных государств характерно деление налогов на общегосудар­ственные и местные. При федеративном устройстве государства они под­разделяются федеральные налоги и налоги субъектов федерации.

При осуществлении своей налоговой деятельности государство руко­водствуется определенными представлениями, научными доктринами идеями. Иначе говоря, у каждого государства существует своя система взглядов по поводу того, каким должно налогообложение. Эти взгляды формируют налоговую доктрину, руководствуясь которой государство проводит свою налоговую политику.

Налоговая политика государства - это система проводимых им в облас­ти налоговых мероприятий, направленных на реализацию тех или иных задач, стоящих перед государством в соответствии с его налоговой доктриной. Воплощением налоговой политики государства является его налоговая деятельность.

Налоговая политика имеет свое содержание и реализуется в установлен­ных правовых формах. Содержание налоговой политики определяется теми задачами и функциями, которые возлагает на себя государство или которые объективно ему присущи. Сами же цели и задачи налоговой политики обычно определяются конкретной экономической и политической конъюнктурой.

В зависимости от характера налоговой политики государства, Л. Окунева выделяет три ее типа. Первый тип - политика максимальных налогов, осно­ванная на принципе «взять все, что можно». При этом государству уготовлена «налоговая ловушка», когда повышение налогов не сопровождается ростом государственных доходов. Второй тип - политика разумных налогов, которая способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприят­ный налоговый климат. Третий тип - налоговая политика, предусматриваю­щая достаточно высокой уровень обложения, но при значительной социаль­ной защите. Первоначально для Казахстана был характерен, по нашему мнению, первый тип налоговой политики в сочетании с третьим. Однако в на­стоящее время он постепенно переходит на второй тип налоговой политики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: