При диагностике особенностей познавательной сферы детей используются специальные задания, проводимые в форме «обучающего эксперимента», а также задания, позволяющие выявить уровень сформированности знаний и умений. Анализ выполнения задания позволяет оценить характер деятельности ребенка: понимает ли ребенок практическую ситуацию, знает ли как самостоятельно найти и использовать вспомогательные предметы для достижения цели. «Обучающий эксперимент» позволяет проанализировать особенности разных сторон психической деятельности детей (внимание, речь, восприятие, память, мышление), а также оценить работоспособность ребенка. Это обстоятельство имеет большое значение для детей раннего и младшего дошкольного возраста с проблемами в развитии, так как из-за нарушения работоспособности организовать специальное исследование памяти и внимания часто представляется невозможным.
Анализируя оценку деятельности детей, необходимо учитывать основные компоненты мыслительной деятельности: мотивацию и операциональность.
|
|
При оценке уровня мотивации учитывается:
1) интерес к заданию (активность, сконцентрированность на выполнении задания);
2) особенности эмоционального отношения к процессу деятельности и его результату;
3) стремление продолжить работу.
При оценке степени сформированности операционального компонента учитывается:
1) запас знаний об окружающем мире в виде общих представлений и элементарных житейских понятий и специфика их использования детьми;
2) выбор адекватного способа или системы действий по достижению конкретного результата и по исправлению допускаемых ошибок;
3) вариативность действий. Возможность, например, использовать один предмет вместо другого.
При оценке особенностей регуляции учитывается:
1. степень необходимой организации и контроля за деятельностью ребенка со стороны взрослого;
2. способность к организации целесообразного поведения, особенно когда инструкция дается на вербальном уровне;
3. степень полноты понимания и принятия задания;
4. его сохранение до конца занятия;
5. способность оценивать правильность выполнения задания;
6. особенности словесной регуляции;
7. возможность совместного действия ребенка и взрослого;
8. степень самостоятельности действий и оказанной помощи. Особое внимание следует
обратить на специфику словесной регуляции.