Имидж лидеров

Несомненно, что личность политического лидера, его имидж в сознании избирателей оказывает существенное воздействие на электоральное поведение. Ближайший яркий пример в этом плане – голосование на выборах 12 декабря 1993 г. за ЛДПР, о которой у избирателей была только одна достоверная информация: ее лидером является Жириновский.

Можно утверждать, что симпатии-антипатии, порождаемые в конечном счете имиджами лидеров, хотя и влияют на голосование, но эта связь далеко не однозначна. Именно поэтому так называемые "рейтинги доверия" (по­лучаемые по ответам на вопрос: "Кому Вы доверяете?") могут довольно заметно расходиться с "рейтингами голосования" (вычисляемыми по ответам на вопрос: "За кого Вы будете голосовать?"). Так, в августе 1993 г. в трех исследованиях Фонда "Общественное мнение", проведенных в разных режимах и по разным технологиям, выяснилось, что "рейтинг доверия" Г. Явлинскому резко вырос и в ряде случаев оказался сравнимым и даже превысил аналогичный параметр для Б. Ельцина. Публикация этого результата в телевизионной программе "Итоги" и в ряде газет[206] произвела довольно сильный шум, в том числе – негативную реакцию некоторых видных социологов. При этом не была учтена упомянутая непростая связь симпатии к лидеру и готовности голосовать за него (по "рейтингу голосования" в тот момент Б. Ельцин был явным лидером). Позже в иссле­до­ва­ниях разных организаций феномен высокого "рейтинга доверия" Г. Яв­линс­ко­му неизменно подтверждался[207].

Здесь мы проиллюстрируем сказанное данными экспресс-опроса населения больших и малых городов России, проведенного Фондом "Общественное мнение" 5 марта 1994 г. (опрошено 1114 респондентов). Были заданы вопросы о доверии Б. Ельцину, В. Жириновскому, А. Руцкому и Г. Явлинскому (шкала: 1 – абсолютно не доверяю; 2 – в большой степени не доверяю; 3 – скорее не доверяю, чем доверяю; 4 – в равной степени доверяю и не доверяю; 5 – скорее доверяю, чем не доверяю; 6 – в большой степени доверяю; 7 – абсолютно доверяю, 8 – затрудняюсь ответить) и вопрос о том, за какой блок, партию голосовали респонденты на выборах 12 декабря 1993 г.

В табл. 11 приведен результат опроса после укрупнения шкалы доверия (доверие: позиции 1+2+3 и недоверие: позиции 5+6+7).

Таблица 11

Общее доверие/недоверие лидерам, %

  Доверие Недоверие
Г. Явлинский    
Б. Ельцин    
А. Руцкой    
В. Жириновский    

Для дальнейшего анализа образуем "типы доверия" из сочетаний доверия-недоверия к лидерам (используя для обозначения первые буквы фамилий со знаками "+" и "-" соответственно). Из всех опрошенных в такие типы попали только 42% (остальные либо выбирали позицию 4, либо затруднялись ответить хотя бы в одном вопросе о доверии), но для наших целей это неважно, так как мы хотим получить в "чистом виде" связь доверия и голосования. Из всевозможных типов доверия в табл. 12 приведены семь наиболее наполненных типов (в них входят 93% респондентов, попавших в типы доверия).

Таблица 12

Типы доверия четырем лидерам (Б. Ельцину, А. Руцкому,
В. Жириновскому и Г. Явлинскому), %

Типы доверия % голосовавших за блок (партию) в типе доверия % среди опрошенных
ВР ЯБЛ КПРФ ЛДПР
Е+, Р-, Ж-, Я-          
Е-, Р-, Ж-, Я+          
Е+, Р-, Ж, -Я+          
Е-, Р+, Ж-, Я+          
Е-, Р+, Ж-, Я-          
Е-, Р+, Ж+, Я-          
Е-, Р-, Ж+, Я-          

Как видим, доверяющие Б. Ельцину (и не доверяющие никому другому) голосовали за блок "Выбор России", который в момент выборов однозначно связывался с его именем. А вот доверяющие только Г. Явлинскому голосовали и за "Выбор России", и за блок "Явлинский – Болдырев – Лукин". Доверяющие только В. Жириновскому однозначно голосовали за ЛДПР, но при сочетании доверия В. Жириновскому с доверием А. Руцкому некоторая часть голосов уходит к коммунистам. Чистое доверие А. Руцкому не означает голосования за КПРФ, хотя и "толкает" к нему в наибольшей степени. Самыми "разделенными" оказались голоса доверяющих А. Руцкому и Г. Явлинскому.

Приведенные данные показывают, что "рейтинги доверия" (и, конечно, другие показатели продвинутости имиджа политика) могут рассматриваться как хороший инструмент анализа электорального поведения, но, разумеется, только их для этого недостаточно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: