Структура электорального сдвига

В табл. 9 приведены результаты моделирования электорального сдвига по уже рассматривавшимся выше социально-профессиональным группам (строка "Население в целом" – это столбец "Модель" из табл. 8).

Таблица 9

Модель электорального сдвига
по социально-профессиональным группам, %

Модель сдвига КПРФ ВР ПРЕС ДПР ЯБЛ ЛДПР АГРА ЖЕНР Другие Против Не участв.
Население в целом   - - -         -    
крупных городов -   - -     -   -    
малых городов и сел   - -   -            
Специалисты                      
мужчины -     -   - - -   -  
женщины -     -   -     - -  
до 35 лет -     - - - - -   -  
старше 35 лет - -   -   -     -    
с доходом до 35 тыс. руб. -     -   - -        
с доходом более 35 тыс. руб. - -       -     - -  
Служащие                      
мужчины   -                 -
женщины - - - -         - -  
до 35 лет   - - -         - -  
старше 35 лет   - - -         -    
с доходом до 35 тыс. руб. - - - -         - -  
с доходом более 35 тыс. руб.   - -   -   -        
Рабочие                      
мужчины   - - -       -      
женщины - - - -         - -  
до 35 лет   - -         - - -  
35–45 лет   - - - - -     -    
старше 45 лет   - - -       -      
со средним образованием   -   -       - -    
с неполным средним образованием   - - -       - -    
с доходом до 35 тыс. руб.   -   -       - -    
с доходом более 35 тыс. руб.   - - -         - -  
Пенсионеры                      
мужчины   -           -      
женщины   - - - -   -   -    
с доходом до 35 тыс. руб.   - - -     -   -    
с доходом более 35 тыс. руб.   - - -     - -      

Эти данные показывают, насколько различным было в день выборов поведение избирателей, еще за неделю до выборов не высказывавшихся определенно о своем решении. Здесь прекрасно видно, как они "не пошли" голосовать за "Выбор России" (за исключением молодых и относительно бедных специалистов с высшим образованием), как "примкнули" к ЛДПР служащие, рабочие и пенсионеры (но не специалисты), причем служащие пошли также к блоку "Яблоко" и "Женщинам России", рабочие – также и к Аграрной партии, а пенсионеры – также и к КПРФ. Видно и то, что женщины более чем мужчины склонны игнорировать выборы.

Но главное все-таки в данном контексте – это вывод о том, что "неопределившиеся" – это скорее всего лабильные, спонтанные, эмоциональные (требует проверки!). И именно из-за них первостепенное значение приобретает анализ социально-психологических факторов, влияющих на принятие электоральных решений.

К таким факторам безусловно относятся микрогруппы, в которые включен человек (семья, соседи, друзья, сослуживцы и т. д.), но прежде всего, видимо, – средства массовой информации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: