В зависимости от назначения применяются следующие основные виды приводных цепей:
а) втулочные;
б) втулочно-роликовые;
в) зубчатые;
г) крючковые;
д) блочные.
Основные параметры и габаритные размеры втулочных и втулочно-роликовых цепей определяет ГОСТ 13568-75, а зубчатых ГОСТ 13552-81.
Перед сборкой передачи цепь осматривают, выбраковывают участки, имеющие явно выраженные дефекты, проверяют подвижность шарниров и смазку. Наряду с этим комплексно проверяют взаимное соответствие цепи и звездочек, при котором цепь свободно, но без ощутимых радиальных зазоров должна укладываться на зубья звездочки по дуге обхвата, близкой к 1,5π.
При сборке цепной передачи устанавливают и закрепляют звездочки на валах, надевают цепь и регулируют ее. Звездочки на валах при обычном креплении с помощью шпонок устанавливают так же, как и зубчатые колеса. После закрепления звездочки на валу ее необходимо проверить на радиальное и торцовое биения.
Для правильной работы цепной передачи оси звездочек должны быть параллельны. Положение звездочек проверяют линейкой, натянутой проволокой и рейсмасом (при больших межосевых расстояниях), измерением межосевых расстояний штихмассом и другими методами контроля отклонений от параллельности осе валов.
|
|
Кроме приводных звездочек в цепных передачах применяют также звездочки для натяжения цепи, межосевое расстояние которых может быть при регулировании изменено.
В цепных передачах, работающих при значительных перегрузках, применяют специальные звездочки с предохранительными муфтами.
Длину цепи при сборке выбирают в зависимости от межосевого расстояния между звездочками. Необходимое число звеньев (шагов) цепи:
2A z1 +z2 (z2 – z1) t
n = ------ + ------------ + --------------
t 2 2π A
где А – межосевое расстояние; z1, z2 – число зубьев на малой и большой звёздочках; t – шаг цепи, мм.
Полученный результат округляют до ближайшего целого большего, желательно чётного числа, а затем находят окончательно без учёта провиса межосевое расстояние по формуле:
t z1 +z2 z2 – z1 2 z2 – z1 2
А = --- [n - ---------- + √ (n - ---------) - 8(-----------) ]
4 2 2 2π
Полученное значение при окончательном монтаже звёздочек необходимо уменьшить на (0,02…0,04) А для обеспечения провиса при её работе в передаче.
Концы отрезка цепи нужной длины соединяют с помощью соединительных или переходных звеньев. Для втулочно-роликовой цепи соединительным и переходным звеном соединяют цепи, имеющие соответственно четное и нечетное число звеньев. С помощью соединительных и переходных звеньев собирают также и зубчатые цепи.
Соединение концов втулочных, втулочно-роликовых цепей производится либо на верстаке, либо непосредственно на звездочках. Если звездочки закрыты, то концы цепи соединяют не на звездочках. В таких случаях концы цепи необходимо стягивать с помощью специальных винтовых или рычажно-пружинных стяжек (рис. 87 а). Зубчатые цепи надевают на звездочки, а затем стягивают винтовой стяжкой (рис. 87 б).
|
|
Для горизонтальных цепных передач минимальная стрела провисания:
fmin = 11,4√t3мм,
максимально допустимая стрела провисания: fmax ≤3fmin
Для цепи повышенной точности: fmax=1,5fmin
Для передач с углом наклона более 20˚ рекомендуется принимать:
fmax=(0,01÷0,015)A
Рис. 87
В вертикальных передачах ветви цепи не должны иметь слабины.
Пи сборке цепных передач, а также в процессе их эксплуатации, применяют следующие способы регулирования натяжения цепи:
- удаление одного или двух звеньев цепи (применяют при небольших нагрузках и скорости цепи не более 5м/с, в горизонтальных и наклонных (до 30˚) цепных передачах с межосевым расстоянием до 30t; стрела провисания, при которой удаляют одно звено f=0,71√At, два звена – f=√At);
- передвижными опорами;
- оттяжными и натяжными звёздочками (рис. 88 а, б);
- упругими зубчатыми венцами, выполняющими также роль демпфера (рис. 88 в);;
- самонатяжными устройствами (С.Э. Марчак).
Рис. 88
После регулирования натяжения цепи осуществляют пробное прокручивание передачи сначала вручную, а затем двигателем без нагрузки. При плавной работе цепи и отсутствии на поверхности пластин повреждений в виде задиров приступают к испытанию передачи под нагрузкой в рабочем режиме в соответствии с техническими условиями. Для повышения сроков службы цепных передач большое значение имеет смазка цепи. Режим смазывания выбирают в зависимости от скорости работы цепи.