Ідеал людини у культурі Європи та Давнього Сходу

Типова для Давнього Сходу форма іригаційного землеробства, що потребувала значної концентрації праці, зумовила колективний характер культури. Тому давньосхідна людина завжди сприймала себе не окремим "я", а органом цілісного соціального організму, частиною соціуму, залученою з його допомогою в колообіг космічного буття. Літературні герої ставали своєрідними універсальними символами соціального становища людини: цар, багатий, бідняк, праведник, страждалець. Називання персонажів Старого Заповіту як чоловік, жінка, подружжя виражало зв'язки людини з домом, спільнотою, родом, станом тією ж мірою, як і давньосхідне ім'я людини, що містило також ім'я її батька й назву її родової групи.
Принципова особливість держави на Сході – це командно-адміністративна структура, яка регулює виробничі стосунки і виконує розподільчі функції. Така форма суспільних відносин принижує приватне існування. Соціальний статус й економічне становище людини достатньо жорстко залежать від місця індивіда в системі суспільного розподілу. Зосередження в руках держави всієї повноти економічної і політичної влади унеможливлювало протистояння цій тотальності окремої особистості. Можна погодитись із дослідником Ю. Павленком, що давньосхідна людина могла самореалізовуватися лише через наперед задані соціокультурні форми шляхом прилучення до влади та просування по її щаблях. Цей так званий феномен "владивласиості" забезпечував виключну усталеність, стабільність сформованої протягом тисячоліть системи відносин.

17. Космологизм и антропоцентризм античного мира

Несмотря на региональные и культурные различия античная культура обладала определенной целостностью. Единство выражалось не только в общности интересов и необходимости объединения против общего врага, но и в едином мировосприятии, в характерных особенностях всей античной культуры.
Во-первых, античная культура отличается космологичностью. Космос противостоит Хаосу своим совершенством и упорядоченностью, своей красотой. Сама по себе красота заключена в природе, поэтому подражать ей следовало всем без исключения художникам. Так складывались эстетические категории, тесно связанные между собой, исходящие из космологичности мышления н пронизывающие всю античную культуру, все искусство: красота, гармония, мера.
Красота, согласно Аристотелю, объективно существует в настоящем мире. Красота в понимании древних греков есть соразмерность, органичность, гармоничность.
Мера — исходный принцип существования чего-либо определенного. По словам Демокрита, «прекрасное есть надлежащая мера во всем». Понятие меры должно быть присуще не только людям, занимающимся искусством, но и политикам и философам.
Как основная черта бытия особо выделялось понятие гармонии как выражения чувства меры, единства в многообразии, как «внутренняя природа вещей». Мера есть наивысшее выражение гармонии. Образцом для произведений искусства является гармония в космосе, природе, гармония общества и человека.
Во-вторых, античную культуру объединял антропоцентризм. Лучшее определение антропоцентризма заключено в словах Протагора: «Человек есть центр всей Вселенной и мера всех вещей». Космологизм греческой культуры предполагал антропоцентризм. Космос постоянно соотносится с человеком. Сопоставление макрокосма — Вселенной и микрокосма — человека предполагало гармонию существования. Поэтому для древнегреческой культуры был свойственен поиск «пропорции связи вещей», математических законов красоты и гармонии, поиск идеала человеческого тела и духа. Тело человека подверглось тщательному геометрическому изучению, в результате чего выявились идеальные пропорции гармоничной человеческой фигуры, установлены правила пропорционального соотношения его частей. Предполагается, что теоретиком пропорций является скульптор Поликлет. Тело, прекрасное само по себе, было лишь частью гармонической личности. Идеал, к которому должен был стремиться каждый гражданин полиса, — калокагатия. Прекрасный и хороший человек соединяет в себе красоту безупречного тела и нравственное совершенство. Это положение определяет «телесный» характер культуры Древней Греции. Красота телосложения почиталась высоко и достигалась физическими упражнениями и гимнастикой, т. е. достигнуть идеала можно было упражнениями, образованием, воспитанием.
Культ тела определялся и более прагматическими причинами: ловкость, сила были необходимы для защитника отечества, т. е. для военных целей.
Соотнесение природных объектов с человеческим телом определило отношение греков к земной жизни: любовь к повседневным радостям утверждалась в качестве своеобразного идеала, преимущество жизни над смертью огромно, понимание его составляет смысл античного мировоззрения. Культ тела повлиял на совершенно особенное отношение к наготе, а само тело стало мерилом всех форм греческой культуры: философия, математика, скульптура и архитектура, поэзия и драма, даже риторика определяли человека своим критерием.

18.Значение мифологии для развития античной культуры

В основе античной культуры лежит миф – исторически первая форма сознания и культуры. Однако «миф» по-гречески означает не что иное, как «слово». Поэтому древнегреческие мифы можно назвать «словом» о богах и героях. Греческие боги – это персонифицированные силы природы, их жизнь похожа на жизнь человека родового общества со всеми ее связями. Миф основан на непосредственно-чувственном восприятии мира и обобщении этого восприятия в целостное единство. Древняя мифология – предмет неоспоримой реальности и веры в ее непреложность. Она возникает и развивается задолго до религии. Для мифологии культ вторичен, а первична реальность космического бытия, переживаемого как стихийно-материалис­ти­ческая проекция вовне родовой жизни первобытного коллектива.

Основными источниками для изучения греческой мифологии,являются героический и дидактический эпос, лирическая и драматическая поэзия, историки-генеалоги и ученые Александрийской школы. Греческая мифология не представляет собой однородного целого: в древности она развивалась на протяжении столетий, то же, что дошло до нас – материал случайный, отдельные части которого принадлежат различным эпохам и авторам.

Среди главных источников для изучения мифа необходимо назвать героические поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Складывавшиеся на границе родового и классового рабовладельческого общества, они объединили в одно художественное целое мощные пласты мифологического и исторического бытия.

У Гомера красота есть божественная субстанция, а главные художники – боги. Красота мира создается богами в страшной борьбе, когда олимпийцы уничтожают архаических чудовищ – титанов. Титанида Ехидна – полудева-полузмея – привлекает путников прекрасным ликом, но это кровожадное чудовище, залегающее в пещере и несущее смерть. Тератоморфизм (греч. teras – чудовище, чудо) совмещает в себе чудовищность и чудесность. Сирены – полудевы-полуптицы – привлекают моряков прекрасными голосами и умерщвляют их.

Архаический мир мифа населен миксантропами (смешанными существами, соединяющими в себе антропоморфность и зооморфность – кентавры, сирены и др.).

Поскольку границы между «я» и «не-я» размыты, то человек не чувствует себя в полной мере человеком, а неким животным организмом, частью общего природного тела. Вот почему так характерны для древнейшей мифологии смешанные миксантропические формы вроде сочетания человека и коня (кентавры), человека и змеи (Ехидна), человека и льва (Сфинкс). Становятся понятными мифы о превращениях одного существа в другое, то, что именуется оборотничеством[4].

Одним из важнейших принципов архаической мифологии является господство в мире беспорядочности, несоразмерности, дисгармонии.

В Греции особенно был развит фитоморфный фетишизм, т. е. почитание деревьев и растений, таких как лавр, виноградная лоза, плющ, кипарис, дуб.

Память о растительных фетишах сохранилась в мифологических биографиях греческих богов, в их именах. Так, лавр особенно дорог Аполлону, потому что этот бог безответно полюбил древесную деву лаврового дерева – нимфу (греч. nymphe дева), или дриаду Дафну (греч. daphne лавр). Виноградная лоза и плющ связаны с именем бога Диониса в память древней священной силы, пребывающей в этих растениях, неотъемлемых от экстатических оргий. Мощная сила дуба была связана с именем Зевса.

Но и животный мир – птицы, звери, пресмыкающиеся – тоже воспринимался в мифологической архаике зооморфными фетишами. Они имели свой язык, свою потаенную мудрость и силу оборотничества. Глубинная мудрость земли воплощалась в, а тайное всеведение ночи – в сове с ее горящими холодным светом глазами. В классическую эпоху, когда уже не помнили об этих зооморфных фетишах, а мудрость стала воплощаться в прекрасной богине Афине, ни сова, ни змея не были забыты. Они остались непременными атрибутами Афины Паллады, которая именовалась «совоокой» и изображалась со змеей, выползающей из-под ее щита, и с совой, сидящей на плече.

Грозная медведица, владычица леса, почиталась как воплощение Артемиды – божественной охотницы. А жена Зевса – Гера – принимала поклонение в виде священной коровы.Пережитки архаики в позднем культурном слое обычно именуются рудиментами, или реликтами. Подобные рудименты древнейших мифологических пластов встречаются во внешнем виде и функциях олимпийских богов.

Образ страдальца архетипичен и трансформируется из мифологического мировоззрения античности в христианское мировоззрение Средневековья.

Таким образом, фетиши архаической мифологии в более поздние времена, сохраняя свое священное прошлое, были включены в культ олимпийских богов, считаясь их древнейшим воплощением.

На ступени перехода от фетишизма к чистому анимизму (т. е. одушевлению) архаическая мифология не знает еще продуманно оформленной божественной силы, имеющей личное имя и свою особую божественную биографию. Исторически это период укрепления родовой общины и перехода от присваивающих форм хозяйства к производящим. Когда человек учится создавать орудия труда, предметы обихода, он невольно останавливается на их цели, строении, назначении. А такой мыслительный акт создает предпосылку для осмысления любой вещи, ее составных частей, а значит, ее разложения на части и соединения в одно целое.

В муках рождается новое царство Зевса и великих героев, оружием и мудрой мыслью создающих новую красоту классики. Красоту, которая основывается не на ужасе и дисгармонии, а на строе, порядке, гармонии, которая освящена музами, харитами, орами, Аполлоном в его светлом обличье, мудрой Афиной, искусником Гефестом и которая как бы разливается по всему миру, преображая его и украшая

Но еще важнее та внутренняя красота, которой наделяют олимпийские боги певцов и музыкантов. Это красота поэтического мудрого вдохновения. Мифический поэт и певец вдохновляется музами или Аполлоном. Но музы и Аполлон – дети Зевса, так что в конечном счете красота поэтического таланта освещается отцом богов и людей. Поэт, певец и музыкант обладают пророческим даром, ведая не только прошлое, но и будущее. Вся греческая мифология пронизана преклонением и восхищением перед этой внутренней вдохновенной красотой, обладавшей великой колдовской силой. Представление о красоте в греческой мифологии прошло долгий путь развития – от губительных функций к благодетельным, от совмещения с безобразным к воплощению ее в чистейшем виде, от фетишистской магии до милых и мудрых олимпийских муз

Гомеровская мифология – это красота героических подвигов, почему она и выражена в свете и сиянии солнечных лучей, блеске золота и великолепии оружия. Первым систематизатором мифологии является Гесиод (VII в. до н. э.), который в своей «Теогонии» рассмотрел мифы о сотворении мира, о рождении богов, их генеалогии. Гесиода часто называют зачинателем предфилософии. Поэмы VII–VI вв. до н. э. дают возможность представить мифы Троянского цикла.

Познание мира, открывшегося грекам в своей огромности и беспредельности после завоеваний Александра Македонского, способствовало возникновению интереса к экзотике дальних стран, к уединенным народам, хранителям давних таинств, чудес и магии, а также к собственному прошлому как незыблемой основе в быстро меняющемся мире. Поэтому большое значение для мифологии имеют поэма Аполлония Родосского «Аргонавтика» (III в. до н. э.), где мы знакомимся с Язоном и его командой, отправившимися на корабле «Арго» за золотым руном в далекую Колхиду, и огромная поэма Нонна Панополитанского о Дионисе.

Гимническая поэзия, в том числе гомеровские гимны, орфические гимны, гимны Каллимаха и Прокла, резюмирует многовековую традицию античной мифологии, воспевая подвиги богов, создавая божественные биографии.

Таким образом, греческая мифология, являясь первой формой познания мира, в историческом развитии дает нам неисчерпаемый материал для освоения ее в плане этическом, эстетическом и для раскрытия ее художественного воздействия в литературе и искусстве Античности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: