Факторы, влияющие на отраслевую структуру

1. Действие положительного эффекта масштабов производства определяется снижением средних суммарных издержек (АТС) в долгосрочном периоде времени. В разных отраслях действие положительного эффекта масштабов производства проявляется по-разному. Мин. уровень ATC достигается при значительных объемах производства, а значит в этой отрасли наиболее эффективны будут как крупные предприятия, так и небольшие предприятия, так как минимальный уровень АТС достигается и при больших и при небольших объемах производства. Примером являются большие и маленькие магазины, легкая пром-ть и небольшие ателье и др.;

2. Характеристики и особенности различных типов рынка также предопределяют, в определенном смысле, структуру отрасли. Так характерными чертами таких типов рынка как совершенная конкуренция и монополистическая конкуренция является небольшой удельный вес отдельно взятого предприятия в общем объеме производства отрасли и невозможность отдельного предприятия взять под контроль ситуацию в отрасли. В условиях олигополии как минимум одно предприятие будет иметь такую возможность, а в условиях монополии отрасль полностью находится во власти одного предприятия;

3. В зависимости от того, какие границы географического рынка рассматриваются может изменяться состав и структура рынка. При разработке конкурентной стратегии этот фактор достаточно важный, так как от географических границ рынка будут зависеть цели предприятия;

4. Сегмент рынка - на разных сегментах рынка предприятия будут иметь разные доли и разных конкурентов, следовательно, при разработке конкурентной стратегии должен учитываться не только фактор географических границ рынка, но и тот сегмент покупателей, на который будет выходить предприятие со своим товаром;

5. Доля импорта/экспорта. Если при анализе структуры рынка не будет учтен факт конкуренции со стороны импортируемых на данный географический рынок товаров, то это означает, что предприятие не учтет при разработке конкурентной стратегии как минимум одного конкурента, на долю которого может приходиться и не такая маленькая часть рынка. Также, если определять структуру товарного рынка по объемам производства предприятий, то полученные данные могут быть искажены вследствие того, что часть произведенной продукции будет вывозится за пределы географического рынка;

6. Переплетение личных и финансовых связей. Так, в начале 20-х годов на американском рынке нефти присутствовало 6 крупных производителей, контрольные пакеты акций которых принадлежали одному лицу - семейству Рокфеллеров. Для покупателей нефти эти предприятия выступали как конкурирующие, хотя фактически их следует рассматривать как единого участника рынка. Кроме того, переплетение личных и финансовых связей может иметь место не только между предприятиями одной отрасли, но и между предприятиями на последовательно расположенных стадиях единого технологического процесса. В результате предприятие, например, имеющее личные связи с поставщиком, имеет больше возможностей в получении более выгодных условий поставок;

7. Стохастические (вероятностные) факторы. Доля предприятия на товарном рынке не является неизменной величиной. Ее изменение зависит от ряда факторов, как зависящих от эффективности управления предприятием в текущий момент времени, так и от факторов окружающей среды (например, стадия жизненного цикла товара, общеэкономическая ситуация в стране, действия конкурентов и др.), на которые зачастую предприятие повлиять не может;

8. Процессы специализации и кооперирования в отрасли. Успешное сочетание специализации и кооперирования способствует снижению средних издержек и увеличению объемов производства, что, в конечном итоге может повлиять и на структуру рынка;

9. Научно-технический прогресс (НТП). НТП рассматривают как фактор, способствующий развитию новых товарных рынков, предприятий, оказывающихся лидерами в инновациях, и ухода с рынка устаревающих товаров и модификаций т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: