В рабочих специальностях - квалификация определяется в разрядах. Их свыше шести, но действует, как правило, 6-разрядная сетка. Из училищ выходят преимущественно рабочие 3—4-го разрядов. В зависимости от разряда квалификация рабочего подразделяется на низшую, среднюю, высшую и высочайшую. Высшая и высочайшая рабочие квалификации характеризуют профессионализм рабочего. Профессионализм — это не только мастерское владение профессией (специальностью), но и высокая гражданская зрелость, ответственность и наличие чувства профессионального долга.
Итак, вы убедились, что инженеру-педагогу и учителю труда придется иметь дело не только с общим развитием подростков и юношей, но, прежде всего сих профессиональным развитием. А это ответственность перед экономикой, производством, обществом и самими обучающимися. Результаты профессиональной подготовки выражаются в производительности труда, в отношении к профессии, в наличии творческого компонента в деятельности. В итоге формируется новый тип конкурентоспособного работника. Конкурентоспособный работник — это тот, кто может предложить на рынке труда и рабочей силы свои умелые руки, умную голову и воспитанную душу, т. е. свои качества, как товар, за достойную цену, обеспечивающую благополучие его и его семьи. Конкурентоспособный работник — это тот, в ком сегодня есть реальная потребность у государственных и негосударственных предприятий (и учреждений), кто может производить продукт, в котором есть реальная потребность. В противном случае работник легко становится безработным.
Безработный — лицо, зарегистрированное в службе занятости (бирже труда) в качестве ищущего работу при условиях: отсутствие работы, отвечающей имеющимся профессиональным знаниям, навыкам и умениям; невозможность подбора подходящей работы из-за отсутствия соответствующей профподготовки, утраты способностей к выполнению работ по прежней специальности; необходимость повышения квалификации по имеющимся профессиям (специальностям).
Как видим, инженеру-педагогу нужно знание как основных, так и дополнительных профессионально значимых понятий. Без них, например, деятельность мастера производственного обучения лишилась бы своей направленности и цели.
Задания для самостоятельной работы
1. Проанализируйте свой личностный потенциал будущего педагога профессионального обучения (составьте самохарактеристику).
2. Подумайте, почему в тексте понятие "рабочий" не связано с понятием "рабочий класс"? Оправдано ли это?
3. Разработайте свое определение понятий "профессиональное мастерство" и "профессионализм". Обогатите данные в тексте характеристики.
4. Узнайте о наличии рабочих разрядов у студентов вашей учебной группы. Проанализируйте их рабочую квалификацию с точки зрения достаточности для обучения будущих работников в системе начального профессионального образования.