Священство Мелхиседека

Братья и сестры, мы читали как кроткий Авраам прошёл испытание воинственностью. Авраам одержал победу в священной войне. Он стал за брата по вере твернул ему свободу. Для этого Авраам ещё раз прошёл всю землю, которую Господь обещал его потомкам. Он прошёл долготу её от Юга до Севера и число бойцов Авраам ограничил верными. Их число 318 стало символом достаточной полноты церковного собрания. И после того как Авраам одержал блестящую победу, его встречают царь Содома и царь Салима. «мелех Сдодм» и «мелех Шалом».

17 ст 14 гл «И вышел царь Содома навстречу ему после как возвратился он от поражения Кедорлаомера и царей, бывших с ним, вышел в долину Шаве.» Это была долина царская. Долина Шаве (эмек Шаве) может означать «долина ровная», и вероятно от встречи Авраама и двух царей она стала называться «долина царская». А вообще-то, в буквальном значении это «долина царя» «эмек ха мелех». Долина царя. Возможно, название дано в честь Мелхиседека. Это предместье Иерусалима, запомним, что это предместье Иерусалима. Иосиф Флавий полагает, что это долина потока Кедрон. Вот мы определили место встречи, где Авраама встретили два царя. «И Мелхиседек, царь Салима вынес..» на этом остановимся. Мелхиседек, царь Салима. «малкицедек» означает – «царь правды». Он был царём Иерусалима. Малкицедек может быть имя собственное, а может быть титул царя Иерусалима. «Адони цедек» так звали царя Иерусалима во времена Иисуса Навина.

Далее, Мелхиседек назван царь Салима. Шалем означает – «полнота», «мир». Это древнее название Иерусалима. «Ору салим» - в надписях ассирийских царей. Шалем, Салим, можно понимать как имя Иерусалима и как духовный мир. Так в псалме 75 читаем «и бысть в мире (греческий перевели «эн эйрене», по еврейски – «в салиме»)» «И бысть в мире (духовном мире) место Его (Бога) и обиталище Его в Сионе». Таким образом, Мелхиседек трижды царь. Он царь правды, царь Иерусалима, царь мира и полноты духа. «И Мелхиседек, царь Салима, вынес хлеб и вино. Он же был священник Бога Всевышнего». Здесь что ни слово, то термин. В частности, священник «ко хен» - это первое упоминание священство в Священном Писании. Бога Всевышнего «эль эльон».

19 ст «И благословил Авраама и сказал: благословен Авраам Богом Всевышним, Который стяжал Небо и Землю». Стяжал Небо и Землю это точный перевод с еврейского языка. Стяжал – от глагола «кана» (обретать, приобретать). Сейчас мы истолкуем этот термин и увидим, что в масоретском тексте заложен смысл, который отчётливо явится в Новом Завете. То есть, в данном случае перевод с еврейского предпочтительнее чем перевод с греческого.

Почему Бог назван «Тот кто стяжал Небо и Землю». Небо и Земля означает всё сотворённое. Близкое самое отношение Творца к Своему творению передаются еврейским глаголом «кана» (обретять, стяжать). Если Творец сотворил Небо и Землю, то в каком смысле Он это приобрёл или стяжал? Успеваете за мыслью моей? Почему говорится, что Бог стяжал Небо и Землю, если Он их сотворил? Если Творец сотворил Небо и Землю, то в каком смысле Он это приобрёл, стяжал?

Когда Ева родила первенца, она сказала «канити ишь эт Яхве». Я обрела человека вместе с Яхве, с помощью Яхве. То, что сын для матери (Ева так сказала, когда Каина родила Каин – «кана» приобретать). То, что сын для матери – то всё творени для Бога Творца. Бог его стяжал в том смысле, что Он его родительски приобрёл. То, что первенец для матери, то, что сын для матери – так же всё творение для Бога – творца. Бог мир сотворил и Бог его стяжал, приобрёл как родитель. Речь идёт об усыновлении. Бог-творец всю тварную природу к Себе присоединяет, обретает, и это обретение может быть разной степени близости.

Самое близкое, первое по близости это когда Христос присоединил к Себе человеческую природу, родился богочеловек. Второе – это Церковь Сынов Божьих. И третье – это всё творение. Вот, рассмотрим эти случаи.

Когда Бог воплотился и вочеловечился в единой личности Христа мессии, Он во Христе усыновил Себе человека. Свой образ в тварном мире. Через Христа – Сына Божьего, мы стали не сынами Христа,но сынами Бога-отца, как Христос сказал: «восхожу к отцу Моему и отцу вашему, и к Богу Моему и к Богу вашему».

Далее. Бог усыновлял Себе Церковь. А именно: от Адама и Сифа, праведных, которые именовались «сыны Эллохим», Сыны «Эльон» (Всевышнего). Затем, Бог усыновил один из народов, Израиль, Сын Божий и Бог ему отец. Пример этого приведём сегодня же.

И далее, это уже в третьих: о всём творении можно сказать, что когда Бог творит, Он не оставляет сотворённых существ, но приближает к Себе соответственно достоинству каждого. Когда Бог творит, Он не оставляет того, что Он сотворил, но призывает к Себе и приближает Себе соответственно достоинству каждого. Всё в творении различным образом к Творцу призывается через Слово, сказал Бог. В материальном мире – Земля. «Вначале сотворил Бог Небо и Землю.». Земля это аморфная материя. В материальном мире Земля. Когда Бог её к Себе призывает через Слово, то совершаются формы. В мире ангельском, это Небо, произошло определение воли бесплотных духов. То есть, Бог не просто сотворил Небо и Землю, а Он через Слово призывает к Себе и материальный мир в том смысле, что Он его формирует. И также Он призывает к Себе ангелов для определения их свободной воли.

Таким образом, всё творение, Церковь Сынов Божьих, человек во Христе это суть три доходящие до самого Творца степени близости творения к Богу. И о каждом из них - Небо и Земля, народ Божий, человечество во Христе - можно сказать, что Бог это стяжал, приобрёл, от этого еврейского глагола «кана» (приобретать). Бог призывает, усыновляет, соединяется. Ещё раз: Бог призывает к Себе всё творение – Небо и Землю, Бог усыновляет праведных и народ Израиля в Ветхом Завете, Бог Сам соединяется с человеком во Христе (это Завет Новый). Бог, который стяжал всё, что Он сотворил, это Бог Ветхого и Нового Завета. Этим именно благославлял Мелхиседек Авраама – Богом Всевышним, Который стяжал Небо и Землю. Там, где Церковь, там усыновление через новое рождение, которое происходит из утробы Божества. Вот, в чём мы сейчас должны будем убедиться. То есть, там где Церковь, там усыновление, которое происходит через новое рождение из утробы Божества.

Народ Израиля должен был нести в себе Церковь. И Бог говорит, что Он отец этого народа (в Книге Второзакония 32 гл). О Боге: «разве не Он отец твой? Стяжал тебя и создал тебя и уготовал тебя». Уготовал – этот еврейский глагол имеет значение уготовлять в утробе. Так в Книге Иова: «Он уготовал нас в утробе». В псалме: «руки Твои создали меня и уготовали меня». Во второй Книге Царств: «Ты уготовал для Себя народ Твой Израиль» - это значит сформировал Церковь внутри Себя как утробный плод, по этому и зовутся члены Церкви «Сыны Божьи». О том, как близок Бог к человеку, когда творится утробный плод, об этом мы читаем в псалме 138 «ты стяжал (вот это вот божественное стяжание, когда о Творце можно сказать, что Он стяжал сотворённое)» «ты стяжал внутренности мои, соткал меня во чреве матери моей». Смысл этого стиха тот же, что в словах Евы о первом сыне. Господь сотворил человека, говорит Ева, а я его приорела. Мы с Господом приобрели человека. Также и псалмопевец говорит Богу: «Ты меня сотворил и от утробы усыновил». И здесь же возможен второй, пророческий смысл: «Господь стяжал во чреве всего человека». То есть Сам воплотился, вочеловечился, стал нераздельно и неслиянно «Бог и человек». И вот, вывод богословский с той мысли, которую я пытаюсь вам излагать, Максим Исповедник сделал. Он говорит так: «Бог-Слово может присоединять к Себе другую природу не смешиваясь с ней». Если переходить на язык терминов, то это и называется «стяжать». Совершенное соединение – Иисус Христос богочеловек – жертвенный Агнец, о Котором сказано «Агнец, закланный от сложения мира», то есть от первого дня творения. Когда Бог сотворил Небо и Землю, Он стяжал их Себе. Когда Мелхиседек благословляет Авраама именем Бога, Который стяжал Небо и Землю, он почтил в Аврааме народ Израиля сыном Божьего, а в Аврааме и Израиле почтил Христа, Сына Божьего. Это была первая часть благословения Мелхиседека.

Чтобы понять вторую, необходимо вспомнить, как Бог благословлял Авраама. Это 12 гл Книги Бытия, мы это уже читали, и я напомню: «Бог сказал Аврааму: благословлю тебя, и ты будешь благословен. Благословлю благословляющих тебя и хулящего тебя прокляну». К Аврааму заповедано относиться с таким почтением как к Богу. От Авраама произойдёт Спаситель. В Аврааме благословен сам Бог.

Мелхиседек, смотрите, благословляет Авраама Богом и благословляет Бога, Который дал победу Аврааму. То есть, Мелхиседек свидетельствует, что военный поход Авраама был событием Церковной истории, священной войной.

19 ст «И благословил (Мелхиседек) Авраама и сказал: благословен Авраам Бого Всевышним, который стяжал (вот мы теперь знаем что за этим словом стоит) Небо и Землю, и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих под руки тебе. И дал Авраам ему, Мелхиседеку, десятину от всего.». Это потрясающий совершенно эпизод, потому что получив от Мелхиседека благословение Божье, Авраам, который на каждом значительном месте строил жертвенники, Авраам не построил жертвенника и не принёс жертв. В знак того, что он особым образом воспринял поданное ему благословение, Авраам дал священнику десятину. В вопросах веры это был очень смелый шаг. Первая десятина была творческим актом веры. И нам предстоит понять, кто был Мелхиседек, и почему так повёл себя Авраам.

В Ветхом завете, Мелхиседек упоминается ещё только один раз, в псалме 109м. Напомню псалом Давида: «сказал Господь Господу Моему: сиди одесную Меня, доколи положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Клялся Господь и не раскаятся: ты священник во век по чину Мелхиседека». То есть, Господь клянётся о Мессии, что ему будет дано вечное священство, а Мессия это сын Давида, человек, и Господь Бог. То есть, Давид называет Господом того, кто ему сын. Когда пришёл Христос, Он изъяснил, что сказанное относится к Нему, Мессии.

Почему Христос священник по чину Мелхиседека? Объясняет ап. Павел в послании к евреям. Павел начинает с истолкования имени «мелхиседек». Он во-первых, по истолкованию имени, царь праведности, а потом – царь Салима, то есть царь мира «басейлевс эйренес». Салим (шалем) апостол понимает не как имя Иерусалима, а как духовный мир. Для священства Мелхиседека существенно не то, где он царствует (Иерусалим), а то чего он властитель на всяком месте – это праведность и духовный мир. Как явствует из псалма, Мессия – священник по чину Мелхиседека по подобию Мелхиседека, говорит ап. Павел. Мессия Христос, Сын Божий, Его явление в мире таинственно и загадочно, как появление Мелхиседека в священной истории. Апостол говорит: без отца (вот как Мелхиседек так и Иисус Христос), поскольку Он воплотился как Бог в человеках. «без отца, Мелхиседек, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней ни конца жизни, пребывает священником навсегда.» Священство Мелхиседека не основано ни на каком толдоте. Священник здесь является без родословия, без генеологии. Этим Мелхиседек отличается от священства Ливитского. Ливиты происходили из колена Левия, сына Иакова, и чтобы приступить к жертвеннику, необходима была священнеческая родословная. У Христа такой не было. Христос причастен иному колену Иуды, сына Иакова, из которого никто не приступал к жертвеннику. И об этом колене Моисей ничего не сказал относительно священства. В Новом Завете произошла, говорит апостол, перемена священства. Единственным первосвященником стал Христос. И, апостол продолжает, мы имеем такого первосвященника, который воссел одесную Престола величия на Небесах, как и говорилось в пророческом псалме «сиди одесную Меня».

Перемена священства в Новом Завете произошла через то, что Богочеловек, как священник, принёс в жертву Самого Себя. Понимаете, о чем речь? Перемена священства в Новом Завете произошла через то, что Богочеловек, принёс в жертву Себя на Голгофе. Это была последняя кровавая жертва, причаститься которой затем верующие могут через хлеб и вино в Евхаристии. Мы причащаемся последней жертве, которую первосвященник Христос принёс на Голгофе. Мы причащаемся этой жертве через хлеб и вино Евхаристии. А теперь встреча Авраама и Мелхиседека. До Тайной Вечери и Креста Господня так далеко, до этих событий, когда стало понятно что это такое, хлеб и вино. Но в Книге Бытия мы видим священника, который не приносит обычных жертв, а подаёт Аврааму хлеб и вино и благословение. В Аврааме Мелхиседек почтил Того, Кто родится от Авраама как Священник по чину Мелхиседек. Хлеб и вино указывают на грядущую жертву Христову, поэтому ни священник ни Авраам не приносят жертв. Хлеб и вино указывают на евхаристию, которую совершает Господь, поэтому ни Авраам ни Мелхиседек не приносят жертв.

Авраам принял дары и возблагодарил. Отдал десятину от всего отборного, как говорит ап. Павел.

Авраам показал смысл того повеления, которое войдёт в закон Моисея. Сыны Левия имеют заповедь принимать по закону десятину с народа, но Ливиты, которые должны принимать десятину, ещё не родились. То есть, они находятся, пишет ап. Павел, «в чреслах отца Авраама». Они ещё не родились, и, как говорит ап. Павел, так сказать сам Левий, принимающий десятины. Он в лице Авраама дал десятину священника Бога Всевышнего.

Закона ещё нет, до него ещё очень далеко, но Авраам отдал десятину за весь народ, который будет жить по закону. За весь народ, который произойдёт от него из его чресл, и который будет жить по закону, и по закону отдавать десятину. Но, смотрите, десятина это не фармальность. Вот она впервые здесь встречается в Книге Бытия. Десятина это не формальность, и это не налог на содержание священников и храмовые нужды. Десятина это благодарность человека Богу. Мелхиседек указывает на Христа, Ему Авраам дал десятину. Этим он показал превосходство Нового Завета над Ветхим Заветом и законом, которых ещё нет. Ещё нет Ветхого Завета, закона, а превосходство над ними уже указано. Авраам ещё не состоит в отношениях завета с Богом, и ничего законного, каким будет обрезание, ему не предписано. Но он совершает какой-то такой поступок, что мы чувствуем в этом Новозаветное содержание. И вот так будет впредь. В вере Авраама и в последовательности событий его жизни Новозаветное предшествует Ветхозаветного, иначе мы жизнь Авраама не поймём. Если мы не будем держаться вот за эту истину, что в его жизни Новозаветное преджествует Ветхозаветного. Прозрел что-то Авраам в дарах Мелхиседека, прозрел же ведь он что-то, что сумел так пророчески отдариться. Вот она вера Ветхозаветного человека – движение навстречу Благой вести, умение всем лицом обратиться к грядущей Истине.

Авраам вступил в общение с Богочеловеком. Это общение происходит с уяснением смысла таких отдалённых событий мировой истории, что дух захватывает. Священное Писание устроено внутри себя так, чтобы мы поняли, что Новозаветное древнее ветхозаветного – так нужно читать Ветхий Завет, чтобы не заблудиться. Это же мы увидим в жизни Авраама. До заключения Завета образания, ему будут показаны знаки Нового Завета – это 15 гл Книги Бытия.

Авраам, собственно и идёт от одного знака к другому, и первым на этом пути был Мелхиседек. Его явление – прямой указатель на Новый Завет. За века, за эпохи до Своего Воплощения Сын Божий показал Аврааму Себя в священстве Мелхиседека. Позднее он покажет Себя Аврааму в человеческом образе, как ангела, одного из трёх Ветхозаветной Троицы, у которого Авраам смело просил помиловать грешников. А под конец жизни Господь даст Аврааму обетование с клятвой. Бог будет клясться Аврааму Самим Собой.

Писание уже давало нам возможность спросить раньше, когда Авраам только призывался на служение, что обещает Бог верующему человеку. Вот таперь мы видим более отчётливо, что обещает Бог верующему человеку – весь мир, как история и Самого Себя.

Встреча со священником – поворот жизни. Авраам прошёл путь веры, чтобы телесно повстречаться с тем, чьё служение прообразует священство Иисуса Христова. Однако Авраам встретился не только с царём правды, царём мира, царём Иерусалима, но и с царём Содома.

Это был один и тот же эпизод в его жизни, весьма поучительный также с этой стороны, что царь Содомский тут же присутствует.

Следует описание события, полное значение которого становится понятным из последующего откровения Бога Аврааму. А событие, казалось бы, заурядное: между Авраамом и царём Содома прошли переговоры о разделе военной добычи.

21 ст 14 гл: «Сказал же царь Содомский Аврааму..». Смотрите с какой высоты до какой прозы, казалось бы.. «Сказал же царь Содомский Аврааму: дай мне мужей (пленных отбитых), а конницу возьми себе». То есть, добычу возьми, а людей отдай. «Сказал же Авраам царю Содомскому: подниму руку мою к Богу Всевышнему, Который стяжал Небо и Землю.». Авраам точно повторяет имя Божие, каким его благословил его Мелхиседек. Авраам понял, что тут каждое слово на месте. Авраам ничего не прибавил от себя. «Бог Всевышний, Который стяжал Небо и Землю». Как мы уже с вами разбирали, это Бог Нового Завета. И Авраам говорит: подниму руку мою к Богу Всевышнему. Это знак клятвы. Когда Бог говорит «Я поднял руку мою», это значит «Я поклялся». Так читаем в книге чисел в 14 гл.

«Подниму руку мою (говорит Авраам) к Богу Всевышнему, Который стяжал Небо и Землю, если от нитки до ремня обуви возьму из всего твоего что-нибудь. Не возьму.» Что бы ты не сказал «я обогатил Авраама». Кроме того, что съели отроки (имеется в виду бойцы, потому что Авраама кто-то продовольствовал же), и кроме доли мужей, ходивших со мною – Эшкол, Анер, Мамре – сии да возьмут долю свою.

Итак, Авраам поднимает руку и произносит священную клятву. От чего такая торжественность? Для чего он клянётся? Говорит с царём Содома и поминает имя Божье, такое высокое имя Божье, «Который стяжал Небо и Землю». Зачем? Перед кем? Не хочешь брать – не бери. Авраам удостоверяет клятвенно, для чего он воевал: не для добычи, но ради Бога и с помощью Божией.

Военный поход Авраама была первая, упоминаемая в Писании, священная война. Если Авраам что и получил, то даром, и он отдаёт даром. Авраам не принял даров царя Содома. Вот так. Не принял. Но, замечает Златоуст: «не по гордости или презрению..». И для того, чтобы показать это, Авраам отделяет то, что съели воины и добычу союзников. Однако вцелом, поведение Авраама с царём Содома, а в Содоме жил Лот, было жестким. Авраам как бы прервал переговоры, и ни Лот не вразумился ни царь Содомский.

Итак, Авраам принял благословение Мелхиседека и категорично отверг предложение царя Содома. Почему так Авраам говорил с царём Содома станет очевидно из последующего. Аврааму предстоит вступить в завет с Господом. Чтобы участвовать в Завете, в Заветном жертвоприношении, нужно было полностью разойтись с теми, кто по духу Каин. Нужно отделиться от Каина, и тогда только можно вступить в завет с Господом. А вот нечто от Каина было в жителях Содома. Авраам это разглядел и решительно отказывается иметь с ними дело. Смотрите, Авраау было дано в одном событии охватить весь диапазон духовной жизни: на одном полюсе царь Салима и высочайшее благословение, на другом полюсе – царь Содома и крайнее отвращение. Авраама ожидает завет с Богом, только нужно ещё одно испытание пройти.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: