Сложность конструкции тепловых реле, трудности при согласовании характеристик реле и защищаемого объекта, недостаточно высокая надежность систем защиты на их основе привели к созданию тепловой защиты, реагирующей непосредственно на температуру защищаемого объекта. При этом датчики температуры устанавливаются на обмотке двигателя. В качестве датчиков температуры получили применение термисторы и позисторы. Термисторы представляют собой резисторы с довольно большим отрицательным ТКС. При увеличении температуры сопротивление термистора уменьшается, что используется для схемы отключения двигателя. Для увеличения крутизны зависимости сопротивления от температуры термисторы, наклеенные на три фазы, включаются параллельно (рис.9.17, а).
Позисторы являются нелинейными резисторами с положительным ТКС. При достижении определенной температуры сопротивление позистора скачкообразно увеличивается на несколько порядков. Для усиления этого аффекта позисторы разных фаз соединяются последовательно. Характеристика позисторов показана на рис. 9.17,6.
|
|
Рис, 9.17
Защита с помощью позисторов является более совершенной. В зависимости от класса изоляции обмоток двигателя позисторы берутся на температуру срабатывания 105, 115, 130, 145 и 160 °С. Эта температура называется классификационной. Позистор резко меняет сопротивление при температуре 0 + 20 °С за время не более 12с. Гарантийный срок службы позисторов 20 000 ч.