Процесс социализации личности. Основные концепции социализации. Факторы социализации

В отечественной психологии принято считать, что развитие лично­сти происходит в процессе ее социализации и воспитания. Поскольку человек — существо социальное, то не удивительно, что с первых дней своего существования он окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает в рамках своей семьи еще до того, как начинает говорить. В последующем, являясь частью социума, человек постоянно приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью его личности. Этот процесс, а также последующее активное воспроизводство индивидом социального опыта называется социализацией.

Выделяют следующие стадии социализации:

1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рож­дения до подросткового периода ребенок усваивает со­циальный опыт некритически, адаптируется, приспосаб­ливается, подражает).

2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия инди­видуализации, самоопределения «Мир и Я» характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчи­во в мировоззрении и характере подростка. Юношеский возраст (18—25 лет) характеризуется как устой­чиво-концептуальная социализация, когда вырабатываются ус­тойчивые свойства личности.

3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обще­ством. Если не принимаются, возможны следующие исходы:

• сохранение своей непохожести и появление агрессивных вза­имодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;

• изменение себя, стремление «стать как все» — конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зре­лости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспро­изводит его путем активного воздействия на среду через свою деятельность.

5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожи­лой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Социализация - это двухсторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему соц. связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

В процессе социализации обычно выделяют три сферы, в которых осуществляется прежде всего становление личности: деятельность, общение, самосознание.

Деятельность На протяжении всего процесса социализации личность имеет дело с расширением «каталога» деятельностей, т.е. с освоением все новых видов деятельности. При этом происходит два важных процесса.

1. Это ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами.

2. Определенное центрирование деятельности вокруг главного вида и соподчинение ему всех остальных деятельностей.

Общение - рассматривается в контексте социализации также со стороны его расширения и углубления.

Самосознание - становление в человеке образа его Я. Это контролируемый процесс, который не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных связей. Важно определиться, что входит в качестве «составляющих» «Я образ». Есть несколько различных подходов к структуре. Один из них принадлежит Мерлину, который выделяет в структуре самосознания 4 компонента:

Ø сознание тождественности (отличие себя от остального мира);

Ø сознания Я как активного начала, субъекта деятельности;

Ø осознание своих психических свойств;

Ø социально- нравственная самооценка, которая формируется на основе накопления опыта общения и деятельности.

Самосознание относится к самым глубоким, интимным характеристикам человеческой личности, его развитие немыслимо вне деятельности: лишь в ней постоянно осуществляется определенная «коррекция» представления о себе в сравнении с представлением, складывающимся в глазах других.

Общим для всех трех сфер является процесс расширения, умножения социальных связей личности с внешним миром.

Процесс социализации неразрывно связан с общением и совмест­ной деятельностью людей. Вместе с тем в отечественной психологии социализация не рассматривается как механическое отражение непосредственно испытанного или полученного в результате наблюдения социального опыта. Усвоение этого опыта субъективно: восприятие одних и тех же социальных ситуаций может быть различным. Разные личности могут выносить из объективно одинаковых ситуаций раз­личный социальный опыт, что является основой другого процесса — индивидуализации.

Процесс социализации, а, следовательно, и процесс формирования личности, может осуществляться как в рамках специальных социаль­ных институтов, например в школе, так и в различных неформальных объединениях. Важнейшим институтом социализации личности явля­ется семья. Именно в семье, в окружении близких людей, закладывают­ся основы личности человека. Очень часто можно встретить мнение, что основы личности закладываются в возрасте до трех лет. В этот возрастной период у человека не только происходит бурное развитие психических процессов, но он также получает первый опыт и навыки социального поведения, которые остаются у него до конца жизни.

Следует отметить, что социализация может носить как регулируе­мый, целенаправленный, так и нерегулируемый, стихийный характер.

В психологии принято подразделять социализацию па первичную и вторичную. Обычно вторичную социализацию связывают с разделе­нием труда и соответствующим ему социальным распределением зна­ний. Иначе говоря, вторичная социализация представляет собой при­обретение специфического ролевого знания, когда социальные роли прямо или косвенно связаны с разделением труда. Следует отметить, что в рамках концепции Б. Г. Ананьева социализация рассматривает­ся как двунаправленный процесс, означающий становление человека как личности и как субъекта деятельности. Конечной целью подобной социализации является формирование индивидуальности. Под инди­видуализацией при этом понимается процесс развития конкретной личности.

Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязан­ности, называется статусом. Человек может иметь несколько ста­тусов, но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным. Часто бывает так, что главный, или интегральный, статус обус­ловлен его должностью (например, директор, профессор). Соци­альный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т. д.).

Отличают предписанные и приобретенные статусы.

Пред­писанный —- это значит навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обусловливается этническим происхождением, местом рождения, семьей и т. д.

Приобретен­ный (достигнутый) статус определяется усилиями самого чело­века (например, писатель, ученый, директор и т. д.). Выделяют­ся также естественный и профессионально-должностной стату­сы.

Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность, зрелость, старость и т. д.).

Профессионально-должностной это базисный статус личнос­ти, для взрослого человека чаще всего являющийся основой ин­тегрального статуса. В нем фиксируется социальное, эко­номическое и производственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат и т. д.).

Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует со­держание социальной роли.

Социальная роль это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих из дан­ного статуса, называется ролевым набором. Социальная роль — соответствующий принятым нормам спо­соб поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.

Каждый человек, живущий в об­ществе, включен во множество раз­личных социальных групп (семья, учебная группа, дружеская компания и т. д.).

В каждой из этих групп он занимает определенное полож­ение, обладает неким статусом, к нему предъявляются опреде­ленные ожидания. Таким образом, один и тот же человек дол­жен вести себя в одной ситуации как отец, в другой — как друг, в третьей — как начальник, т. е. выступать в разных ролях.

Освоение социальных ролей — часть процесса социализации личности, непременное условие «врастания» человека в обще­ство себе подобных. Социализацией называется процесс и ре­зультат усвоения и активного воспроизведения индивидом со­циального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.

Социальная роль распадается на ролевые ожидания — то, чего согласно «правилам игры» ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение — то, что человек реально выполняет в рам­ках своей роли.

Институт социализации – это те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам и нормам, и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта (семья, д/сад, школа, институт, трудовой коллектив)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: