Киевская государственная академия водного транспорта
Имени гетмана Петра Конашевича-Сагайдачного
Михайлов В.С.
Кудрявцев В.Г.
Учебное пособие
Рекомендовано
Министерством образования и науки Украины
как учебное пособие для студентов высших учебных заведений
Киев–2007
Михайлов В.С., Кудрявцев В.Г. Навигация и лоция. – Киев.: КГАВТ, 2006. – 638 с.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………………………………….. | ||
Глава 1. | Ориентирование наблюдателя на земной поверхности….…………………………............ | |
1.1. | Фигура и размеры Земли…………………………………………………...…………………….. | |
1.2. | Основные точки, линии и плоскости на поверхности Земли……………………………….…. | |
1.3. | Географические координаты. Разности широт и долгот: ………………………………….….. | |
1.3.1. Географические координаты………………………………………………………………. | ||
1.3.2. Разности широт и долгот………………………………………………………………… | ||
1.4. | Радиусы кривизны земного эллипсоида…………………………………………………….…... | |
Контрольные вопросы ………………………………………………………...………………………………… | ||
Глава 2. | Определение направлений в море…….…………………………………..…………………... | |
2.1. | Основные линии и плоскости наблюдателя.…………………………...……………………..… | |
2.2. | Системы счета направлений: ………...................................................................……………….. | |
2.2.1. Круговая система счета...………………...………………………………………………... | ||
2.2.2. Полукруговая система счета………………………………………………………………. | ||
2.2.3. Четвертная система счета………………………………………………………………….. | ||
2.2.4. Румбовая система счета………………………………………………………………….… | ||
2.3. | Истинные направления и их соотношения…………………………………..………………….. | |
2.4. | Дальность видимости горизонта и ориентиров в море:……...……..………………………….. | |
2.4.1. Дальность видимости горизонта………………………………...………………………… | ||
2.4.2. Дальность видимости ориентиров в море……………………………………................... | ||
2.4.3. Дальность видимости огня ориентира, показанная на карте…………….…………….... | ||
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………... | ||
Глава 3. | Определение направлений в море с помощью магнитных компасов…………………..... | |
3.1. | Принцип определения направлений по магнитному компасу…………………...……………. | |
3.2. | Магнитное склонение. Девиация магнитного компаса:.………................................................ | |
3.2.1. Магнитное склонение. Магнитные направления…………...…………….…………….... | ||
3.2.2. Девиация магнитного компаса. Компасные направления……......……….….................. | ||
3.3. | Поправка магнитного компаса и ее определение…………………………................................. | |
3.4. | Расчет истинных направлений по магнитному компасу………...…..……………..................... | |
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………... | ||
Глава 4. | Определение направлений в море с помощью гироскопических курсоуказателей……. | |
4.1. | Принцип определения направлений с помощью гирокомпасов и гироазимутов…………….. | |
4.2. | Расчет истинных направлений по гирокомпасу и гироазимуту:………………..……………... | |
4.2.1. Расчет истинных направлений по гирокомпасу………………………...……………...... | ||
4.2.2. Расчет истинных направлений по гироазимуту…………………………….………….… | ||
4.3. | Способы определения поправок гироскопических курсоуказателей……………………….… | |
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………... | ||
Глава 5. | Определение скорости судна и пройденных им расстояний…………................................. | |
5.1. | Единицы длины и скорости, применяемые в судовождении:…………………………………. | |
5.1.1. Единицы длины, применяемые в судовождении……………………………………….... | ||
5.1.2. Единицы скорости, применяемые в судовождении…………………………………….... | ||
5.2. | Принципы измерения скорости судна…………………...…………………………………….... | |
5.3. | Определение скорости судна. Поправка и коэффициент лага…………………………….…... | |
5.4. | Определение пройденного судном расстояния……………………………………………..…... | |
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………... | ||
Глава 6. | Морские навигационные карты в проекции Меркатора………………………….………. | |
6.1. | Требования к морской навигационной карте:……………………...…………………………… | |
6.1.1. Морская карта. Требования к ее содержанию и оформлению……................………….. | ||
6.1.2. Классификация морских карт…………….…………………………………….…………. | ||
6.1.3. Требования к морской навигационной карте…………………………………………..… | ||
6.1.4. Система адмиралтейских номеров морских навигационных карт…………………….... | ||
6.2. | Принцип построения проекции Меркатора: ………………….................................................... | |
6.2.1. Картографические проекции и их классификация………………………………………. | ||
6.2.2. Меркаторская проекция…………………………………………………………………… | ||
6.3. | Уравнение проекции Меркатора…………………………………………………………….…... | |
6.4. | Единицы длины на карте меркаторской проекции…………………………………………...… | |
6.5. | Построение меркаторской карты……………………………………………………………..….. | |
6.6. | Решение элементарных задач на морской навигационной карте……......…………………..… | |
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………... | ||
Глава 7. | Графическое счисление координат судна………………………………………………….… | |
7.1. | Назначение, содержание и сущность счисления:………………..…………………………...… | |
7.1.1. Общие положения. Элементы счисления…………………………………..………….…. | ||
7.1.2. Счисление пути судна: определение, назначение, сущность и классификация……….. | ||
7.1.3. Требования к счислению пути судна…………………...………………………................ | ||
7.2. | Графическое счисление пути судна без учета дрейфа и течения: ……………………………. | |
7.2.1. Задачи, решаемые при ручном графическом счислении пути судна ….....………….…. | ||
7.2.2. Требования к оформлению счисления пути судна на карте…………………………..… | ||
7.2.3. Решение основных задач счисления пути судна на карте………………………………. | ||
7.3. | Циркуляция судна и ее графический учет:……………………………........................................ | |
7.3.1. Циркуляция судна и ее элементы…………………………………………………………. | ||
7.3.2. Способы определения элементов циркуляции судна……….…………………................ | ||
7.3.3. Графический учет циркуляции при счислении пути судна…………..…...…………….. | ||
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………... | ||
Глава 8. | Графическое счисление координат судна с учетом дрейфа и течения............................... | |
8.1. | Определение дрейфа судна от ветра и его учет при графическом счислении: ….................... | |
8.1.1. Ветер и его влияние на путь судна…………....................................................................... | ||
8.1.2. Определение угла дрейфа от ветра...................................................................................... | ||
8.1.3. Учет дрейфа от ветра при графическом счислении пути судна……………..…………. | ||
8.2. | Графическое счисление координат судна с учетом течения:.…………………….................... | |
8.2.1. Морские течения и их влияние на путь судна………………………….….…………….. | ||
8.2.2. Учет течения при графическом счислении пути судна…………….................................. | ||
8.3. | Совместный учет дрейфа и течения при графическом счислении пути судна……………….. | |
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………... | ||
Глава 9. | Морские навигационные карты………………………………………………………………. | |
9.1. | Классификация морских карт:……………………………………………………..…………….. | |
9.1.1. Классификация морских карт по их назначению………………….………….…………. | ||
9.1.2. Классификация морских навигационных карт по их масштабу………………………... | ||
9.1.3. Требования, предъявляемые к морским картам…………………………………...…….. | ||
9.2. | Степень доверия к морским навигационным картам:………………………………………….. | |
9.2.1. Критерии качества морской навигационной карты………………………...……………. | ||
9.2.2. «Подъем» морской навигационной карты………………………………………………... | ||
9.2.3. Оценка морской навигационной карты судоводителем…………………………………. | ||
9.3. | Корректура морских навигационных карт:……………………………………………………... | |
9.3.1. Общие положения…………………………………………………….………………….… | ||
9.3.2. Корректура карт при стоянке судна в порту………………………………….………….. | ||
9.3.3. Корректура карт в рейсе…………………………………………………………................ | ||
9.4. | Условные знаки морских карт. «Чтение» карты………………………………………………... | |
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………... | ||
Глава 10. | Картографические проекции, используемые в навигации…………………………........... | |
10.1. | Классификация картографических проекций………………....................................................... | |
10.2. | Поперечная цилиндрическая проекция…………………………………………………………. | |
10.3. | Перспективные картографические проекции…………………………………………………… | |
10.4. | Равноугольная картографическая проекция Гаусса………………………….………………… | |
10.5. | Использование для судовождения карт других стран………………………………………….. | |
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………... | ||
Глава 11. | Навигационное оборудование морей…………………………………………………………. | |
11.1. | Назначение и задачи навигационного оборудования……………….…………………………. | |
11.2. | Средства и методы навигационного оборудования………………..…………………………… | |
11.3. | Зрительные средства навигационного оборудования:……….………………………………… | |
11.3.1. Определение и классификация…………………………………………………………... | ||
11.3.2. Маяки, знаки и огни………………………………………………………………………. | ||
11.3.3. Навигационные створы…………………………………………………………………... | ||
11.4. | Радиотехнические средства навигационного оборудования: ….……………………………… | |
11.4.1. Береговые радиопеленгаторные станции и радиомаяки……………………………….. | ||
11.4.2. Радиолокационные отражатели………………………………………………………….. | ||
11.4.3. Радионавигационные системы…………………………………………………………… | ||
11.5. | Плавучие предостерегательные знаки: …………………………………………………………. | |
11.5.1. Плавучие маяки, маячные суда и освещаемые поплавки……………………………… | ||
11.5.2. Буи и вехи……………………………………………………………………...………….. | ||
11.6. | Звукосигнальные и гидроакустические средства навигационного оборудования:......................... | |
11.6.1. Звукосигнальные средства навигационного оборудования……………………...…….. | ||
11.6.2. Гидроакустические средства навигационного оборудования…………………………. | ||
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………... | ||
Глава 12. | Основы определения места судна в море по видимым навигационным ориентирам……………………………………………………………………………………….. | |
12.1. | Общие принципы определения места судна в море. Навигационные параметры и изолинии:………………………………………………………………………………………….. | |
12.1.1. Общие принципы определения места судна в море…………………………………..... | ||
12.1.2. Навигационные параметры и изолинии…………………………………………………. | ||
12.2. | Сущность определения места судна по навигационным изолиниям………………………….. | |
12.3. | Приведение навигационных параметров и изолиний к одному месту (моменту)…………… | |
Контрольные вопросы ………………………………………………………………………………………...… | ||
Глава 13. | Определение места судна по направлениям на видимые навигационные ориентиры………………………………………………………………………………………... | |
13.1. | Определение места судна по визуальным пеленгам на береговые ориентиры:……………… | |
13.1.1. Определение места судна по пеленгам на три ориентира………………………..……. | ||
13.1.2. Определение места судна по пеленгам на два ориентира…………………………...…. | ||
13.1.3. Определение места судна способом «крюйс-пеленг»………………………….............. | ||
13.2. | Определение места судна по двум горизонтальным углам трех береговых ориентиров:…………………………………………………………………………...................... | |
13.2.1. Сущность способа……………………………………………………………………...…. | ||
13.2.2. Способы нанесения обсервованного места судна на путевую карту: ……………...… | ||
13.2.3. Случай неопределенности……………………………………………………………..… | ||
13.2.4. Практическое выполнение способа определения места судна по двум горизонтальным углам …………………………………………………………………. | ||
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………... | ||
Глава 14. | Определение места судна по расстояниям до видимых навигационных ориентиров…………………………………………………………………………………….…. | |
14.1. | Средства и способы определения расстояний до видимых ориентиров: …….………………. | |
14.1.1. Определение расстояний с помощью дальномеров…………………………………… | ||
14.1.2. Глазомерная оценка расстояний……………………………………………………...….. | ||
14.1.3. Расчет расстояния до ориентира по измерению его вертикального угла…...……….... | ||
14.1.4. Измерение расстояний до навигационных ориентиров с помощью технических средств……………………………………………………………………………………………... | ||
14.2. | Определение места судна по расстояниям до двух (трех) ориентиров:……….……………… | |
14.2.1. Определение места судна по двум расстояниям до ориентиров, полученных по их вертикальным углам…………………………………………………………………….… | ||
14.2.2. Определение места судна по расстояниям до трех ориентиров, измеренных с помощью навигационной РЛС…………………………………………………………… | ||
14.2.3. Определение места судна по расстояниям до двух ориентиров………….………….... | ||
14.3. | Определение места судна способом «крюйс-расстояние»………………………...................... | |
14.4. | Определение места судна по пеленгу и расстоянию до ориентира…………………………… | |
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………... | ||
Глава 15. | Комбинированные и приближенные способы определения места судна…………........... | |
15.1. | Использование эхолота для определения места судна: …………………………...................... | |
15.1.1. Измерение глубин эхолотом……………………………………………………………... | ||
15.1.2. Определение места судна по глубинам (общий случай)……………………….............. | ||
15.1.3. Определение места судна способом «крюйс-изобата»………………………………… | ||
15.1.4. Определение места судна по навигационной линии положения и глубине, измеренной одновременно и разновременно……………………………………………. | ||
15.2. | Комбинированные способы определения места судна: …………………………...................... | |
15.2.1. Определение места судна по горизонтальному углу и пеленгу на один из ориентиров…………………………………………………………………………………. | ||
15.2.2. Определение места судна по горизонтальному углу и расстоянию до одного из ориентиров…………………………………………………………………………………. | ||
15.2.3. Определение места судна по разновременным расстояниям до двух и более ориентиров…………………………………………………………………………………. | ||
15.2.4. Определение места судна способом «исправленное крюйс-расстояние»…….............. | ||
15.2.5. Определение места при следовании судна по створу………………………………..… | ||
15.3. | Приближенные способы определения места судна: …………………………………………… | |
15.3.1. Уточнение места судна по изобатам……………………………………………............ | ||
15.3.2. Уточнение места судна по линиям положения, параллельным береговой черте с помощью судовой РЛС……………………………………………………………………. | ||
15.3.3. Уточнение места судна по моменту открытия маяка и пеленгу на него……………… | ||
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………... | ||
Глава 16. | Навигационные руководства и пособия для обеспечения мореплавания……………….. | |
16.1. | Общие сведения. Назначение и классификация: ………………………………………………. | |
16.1.1. Морские навигационные руководства…………………………………………………... | ||
16.1.2. Морские навигационные пособия……………………………………………….............. | ||
16.2. | Лоции и дополнения к ним………………………………………………………………………. | |
16.3. | Руководства «Огни и знаки» («Огни»)……………………………………………...................... | |
16.4. | Руководство «РТСНО»…………………………………………………………………………… | |
16.5. | Расписания радиопередач для мореплавателей: ……………………………………………….. | |
16.5.1. Расписание радиопередач навигационных и гидрометеорологических сообщений для мореплавателей……………………………………………………………………….. | ||
16.5.2. Расписание факсимильных гидрометеорологических передач………………………... | ||
16.6. | Специальные руководства для плавания: ………………………………………………………. | |
16.6.1. Навигационно-гидрографический обзор………………………………………………... | ||
16.6.2. Радиолокационные описания маршрутов……………………………………….............. | ||
16.6.3. Руководства для захода судов в порты………………………………………….............. | ||
16.6.4. Сводное описание опасных, запретных и ограниченных для плавания районов…….. | ||
16.7. | Нумерация морских навигационных руководств и пособий для плавания…………………... | |
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………... | ||
Глава 17. | Аналитическое (письменное) счисление координат судна…………………………........... | |
17.1. | Сущность и основные формулы аналитического (письменного) счисления…………………. | |
17.2. | Виды аналитического (письменного) счисления: ……………………………………………… | |
17.2.1. Простое аналитическое (письменное) счисление……………………………………..... | ||
17.2.2. Составное аналитическое (письменное) счисление……………………………………. | ||
17.2.3. Сложное аналитическое (письменное) счисление……………………………………… | ||
17.3. | Учет дрейфа от ветра, течения и циркуляции судна при аналитическом (письменном) счислении…………………………………………………………………………………………. | |
17.4. | Понятие об автоматизированном счислении пути судна………………………………………. | |
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………... | ||
Глава 18. | Оценка и анализ точности счисления координат судна…………………………………… | |
18.1. | Погрешности измерений и их виды……………………………………………………………... | |
18.2. | Оценка точности счисления координат судна………………………………………………….. | |
18.3. | Коэффициент точности счисления и его расчет………………………………………………... | |
18.4. | Средняя квадратическая погрешность линии положения……………………………………... | |
18.5. | Радиальная (круговая) СКП обсервованного места судна………………………....................... | |
18.6. | Оценка и анализ точности счислимого места судна…………………………………………… | |
18.6.1. Средняя квадратическая и предельная погрешности счислимого места судна………. | ||
18.6.2. Выбор безопасного пути судна с учетом точности его плавания……………………... | ||
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………... | ||
Глава 19. | Определение места судна по радиопеленгам на круговые радиомаяки…………………. | |
19.1. | Принцип радиопеленгования…………………………………………………………………….. | |
19.2. | Исправление и расчет радиопеленгов: ………………………………………………………….. | |
19.2.1. Радиодевиация…………………………………………………………………….............. | ||
19.2.2. Ортодромическая поправка……………………………………………………………… | ||
19.3. | Определение места судна по радиопеленгам на круговые радиомаяки: ……………………... | |
19.3.1. Последовательность действий при определении места судна по радиопеленгам на КРМКИ………………………………………………………………………………………. | ||
19.3.2. Расчет СКП определения места (МО) по радиопеленгам на два КРМКА………………. | ||
19.4. | Прокладка радиопеленга на КРМК, находящийся за рамкой карты: …………………………. | |
19.4.1. КРМК не вмещается на МНК по долготе………………………………………………... | ||
19.4.2. КРМК не вмещается на МНК по широте………………………………………………… | ||
19.4.3. КРМК не вмещается на МНК и по долготе и по широте……………………….............. | ||
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………... | ||
Глава 20. | Определение места судна по радиомаякам всенаправленного действия…………........... | |
20.1. | Принцип работы секторных радиомаяков……………………………………………………… | |
20.2. | Порядок определения радиопеленга всенаправленного радиомаяка…………………………. | |
20.3. | Способы прокладки линий положения ВРМКОВ и получения обсервованного места судна на путевой карте: …………………………………………………………………………………. | |
20.3.1. Прокладка линий положения и получение обсервованного места судна с помощью специальных радионавигационных карт РА…………………………………………….. | ||
20.3.2. Получение обсервованного места судна путем прокладки линий положения на морской навигационной карте……………………………………………………………. | ||
20.4. | Точность определения места по ВРМКАМ……………………………………………………….. | |
20.5. | Использование других радиомаяков направленного действия: ………………………………. | |
20.5.1. Радиомаяки на океанских судах службы погоды………………………………............. | ||
20.5.2. Радиостанции, работающие по запросу для пеленгования……………………............. | ||
20.5.3. Радиопеленгаторные станции……………………………………………………………. | ||
20.5.4. Радиолокационные маяки………………………………………………………………... | ||
20.5.5. Комбинированные радиомаяки………………………………………………………….. | ||
20.5.6. Радиомаяки на плавучих маяках………………………………………………………… | ||
20.5.7. Створные радиомаяки……………………………………………………………............. | ||
20.5.8. Автоматические радиомаяки…………………………………………………………….. | ||
20.5.9. Аэрорадиомаяки …………………………………………………………………............. | ||
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………... | ||
Глава 21. | Использование судовых РЛС для целей навигации…………………………………........... | |
21.1. | Основные эксплуатационные данные судовой РЛС: ……………………………...................... | |
21.1.1. Общие положения………………………………………………………………………… | ||
21.1.2. Максимальная дальность действия и дальность обнаружения объектов……………... | ||
21.1.3. Минимальная дальность действия и мертвая зона РЛС……………………………….. | ||
21.1.4. Разрешающая способность РЛС…………………………………………………………. | ||
21.1.5. Точность радиолокационного пеленгования……………………………………………. | ||
21.1.6. Радиолокационная девиация……………………………………………………………... | ||
21.1.7. Точность измерения расстояний………………………………………………………… | ||
21.2. | Чтение радиолокационного изображения: ……………………………………………………... | |
21.2.1. Искажение линии берегов………………………………………………………………... | ||
21.2.2. Влияние волнения моря…………………………………………………………………... | ||
21.2.3. Влияние метеорологических условий…………………………………………………… | ||
21.2.4. Обнаружение льдов………………………………………………………………............. | ||
21.2.5. Теневые секторы………………………………………………………………….............. | ||
21.2.6. Ложные эхо-сигналы……………………………………………………………………... | ||
21.3. | Определение места судна с помощью судовой РЛС: ………………………………………….. | |
21.3.1. Опознавание береговой черты…………………………………………………………… | ||
21.3.2. Определение места судна по расстояниям (DР) до нескольких ориентиров….............. | ||
21.3.3. Определение места судна по РЛП и DР одного ориентира…………………….............. | ||
21.4. | Оценка точности обсервованного места по данным РЛС……………………………………… | |
21.5. | Использование средств автоматической радиолокационной прокладки в навигации………. | |
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………... | ||
Главы 22. | Определение места судна по данным гиперболических радионавигационных систем…………………………………………………………………………………………….. | |
22.1. | Радионавигационные системы и их классификация: ………………………………………….. | |
22.1.1. Основные определения…………………………………………………………………… | ||
22.1.2. Классификация радионавигационных систем…………………………………………... | ||
22.1.3. Общая характеристика гиперболических РНС…………………………………………. | ||
22.2. | Определение места судна с помощью фазовой РНС средней дальности действия: ………… | |
22.2.1. Фазовый метод радионавигационных определений……………………………………. | ||
22.2.2. Принцип работы фазовых РНС………………………………………………………….. | ||
22.2.3. Определение места судна по фазовым РНС……………………………………............. | ||
22.2.4. Оценка точности обсервованного места………………………………………………… | ||
22.2.5. Фазовая РНС «Декка» (Англия)…………………………………………………............. | ||
22.3. | Определение маневренных элементов судна с помощью фазовых РНС……........................... | |
22.4. | Определение места судна с помощью импульсных РНС: …………………………………….. | |
22.4.1. Импульсный метод радионавигационных определений……………………….............. | ||
22.4.2. Импульсная РНС «Лоран-А» (США)…………………………………………….. | ||
22.5. | Определение места судна с помощью импульсно-фазовых РНС: ……………………………. | |
22.5.1. Принцип действия импульсно-фазовой РНС…………………………………………… | ||
22.5.2. Методы получения обсервованного места судна и оценка его точности…………….. | ||
22.5.3.Импульсно-фазовая РНС «Лоран-С» (США) и «Чайка» (РФ)…………………………. | ||
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………... | ||
Главы 23. | Определение места судна при помощи спутниковых радионавигационных систем………………………………………………………………………………………........... | |
23.1. | Основные закономерности движения ИСЗ. Орбиты ИСЗ:…………………………………….. | |
23.1.1. Основные закономерности движения ИСЗ……………………………………………… | ||
23.1.2. Орбиты ИСЗ и их особенности………………………………………………………....... | ||
23.2. | Особенности навигационного использования ИСЗ (НКА)…………………………………….. | |
23.3. | Способы радионавигационных определений при помощи НКА……………............................ | |
23.4. | Методы определения места судна с помощью навигационных спутников:………………….. | |
23.4.1. Общие сведения…………………………………………………………………………... | ||
23.4.2. Дальномерный метод…………………………………………………………………….. | ||
23.4.3. Псевдодальномерный метод…………………………………………………………….. | ||
23.4.4. Разностно-дальномерный (доплеровский – интегральный) метод……………………. | ||
23.4.5. Радиально-скоростной (доплеровский – дифференциальный) метод………………… | ||
23.5. | Использование низкоорбитальной спутниковой РНС доплеровского типа:…………………. | |
23.5.1. Общие положения………………………………………………………………………… | ||
23.5.2. Судовые приемоиндикаторы…………………………………………………………….. | ||
23.5.3. Точность определения места…………………………………………………………….. | ||
23.5.4. Дискретность определения места……………………………………………………….. | ||
23.5.5. Дополнительные навигационные задачи, решаемые спутниковой РНС……………… | ||
23.5.6. Низкоорбитальные спутниковые РНС…………………………………………………... | ||
23.6. | Структура глобальных навигационных спутниковых систем:………………........................... | |
23.6.1. Общие сведения…………………………………………………………………………... | ||
23.6.2. Подсистема навигационных космических аппаратов………………………………….. | ||
23.6.3. Подсистема контроля и управления…………………………………………………….. | ||
23.6.4. Подсистема навигационной аппаратуры потребителей………………………………... | ||
23.7. | Среднеорбитальные навигационные спутниковые системы:………………………………….. | |
23.7.1. Общие сведения…………………………………………………………………………... | ||
23.7.2. Навигационная спутниковая система GPS (США)…………………………………….. | ||
23.7.3. Глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС (РФ)…………………... | ||
23.7.4. Дифференциальная подсистема ГНСС………………………………………….............. | ||
23.7.5. Точность определения места по среднеорбитальной ГНСС…………………………... | ||
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………... | ||
Глава 24. | Плавание по дуге большого круга – ортодромии…………………………………………… | |
24.1. | Локсодромия и ортодромия. Элементы дуги большого круга: ……………………………….. | |
24.1.1. Локсодромия и ее элементы……………………………………………………………… | ||
24.1.2. Ортодромия и ее элементы………………………………………………………............. | ||
24.2. | Основные формулы ортодромии. Способы ее задания: ………………………………………. | |
24.2.1. Основные формулы ортодромии………………………………………………………… | ||
24.2.2. Способы задания ортодромии…………………………………………………………… | ||
24.3. | Расчет плавания по локсодромии…………………………………………………...................... | |
24.4. | Расчет плавания по ортодромии: …………………………………………………...................... | |
24.4.1. Расчет пройденного по ортодромии расстояния……………………………………….. | ||
24.4.2. Расчет начального курса плавания по ортодромии……………………………............. | ||
24.4.3. Расчет конечного курса плавания по ортодромии……………………………………… | ||
24.4.4. Расчет значений К0 и l0 ………………………………………………………………….. | ||
24.4.5. Расчет координат промежуточных точек ортодромии………………………………… | ||
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………... | ||
Глава 25. | Английские морские карты, руководства и пособия для плавания………………........... | |
25.1. | Английские морские карты: ………………………………………………………...................... | |
25.1.1. Английские навигационные карты……………………………………………………… | ||
25.1.2. Английские справочные и вспомогательные карты………………………..…………... | ||
25.2. | Английские руководства и пособия для плавания: ……………………………………………. | |
25.2.1. Английские лоции………………………………………………………………………… | ||
25.2.2. Английские описания огней и туманных сигналов…………………………….............. | ||
25.2.3. Английские описания радиосигналов…………………………………………………… | ||
25.2.4. Английские таблицы приливов………………………………………………………….. | ||
25.2.5. Английский каталог карт и книг………………………………………………………… | ||
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………... | ||
Глава 26. | Судовая коллекция карт, руководств и пособий для плавания…………………………... | |
26.1. | Судовая коллекция карт, руководств и пособий для плавания: ………………………………. | |
26.1.1. Комплектование судовой коллекции КРиПДП…………………………………………. | ||
26.1.2. Хранение, учет, передача и списание КРиПДП на судне……………………………… | ||
26.1.3. Каталоги карт и книг……………………………………………………………………... | ||
26.2. | Поддержание карт, руководств и пособий для плавания на уровне современности:………... | |
26.2.1. Общие положения………………………………………………………………………… | ||
26.2.2. Печатные корректурные документы…………………………………………….............. | ||
26.2.3. Навигационные предупреждения, передаваемые по радио……………………………. | ||
26.2.4. Корректурные документы и их хранение на судне…………………………………….. | ||
26.2.5. Корректура карт, руководств и пособий для плавания на судне……………………… | ||
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………... | ||
Глава 27. | Подготовка штурманской части к рейсу……………………………………………………... | |
27.1. | Рейсовое задание………………………………………………………………………………….. | |
27.2. | Подбор карт, руководств и пособий для плавания на переход………………………………... | |
27.3. | Изучение района плавания………………………………………………………………………. | |
27.4. | Предварительная прокладка пути судна………………………………………………………… | |
27.5. | «Подъем» карт и окончательная проработка плана перехода: …………………....................... | |
27.5.1. «Подъем» карт…………………………………………………………………….............. | ||
27.5.2. Окончательная проработка плана перехода…………………………………….............. | ||
27.6. | Штурманская справка на переход…………………………………………………...................... | |
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………... | ||
Глава 28. | Организация вахты на мостике……………………………………………………………….. | |
28.1. | Общие принципы организации вахты…………………………………………………………… | |
28.2. | Заступление на вахту и ее несение при стоянке судна: …………………………...................... | |
28.2.1. Обязанности ВПК при стоянке судна в порту………………………………………….. | ||
28.2.2. Обязанности ВПК при стоянке судна на якоре…………………………………………. | ||
28.3. | Подготовка судна к выходу в море……………………………………………………………… | |
28.4. | Прием-сдача ходовой вахты……………………………………………………………………... | |
28.5. | Наблюдение и вахта на мостике…………………………………………………………………. | |
28.6. | Определение поправок ТСН……………………………………………………………………... | |
28.7. | Характерные недостатки технических средств и способов навигации……………………….. | |
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………... | ||
Глава 29. | Штурманская работа в рейсе…………………………………………………………………... | |
29.1. | Ведение исполнительной навигационной прокладки………………………………………….. | |
29.2. | Счисление пути судна……………………………………………………………………………. | |
29.3. | Определение места судна. Стандарты точности судовождения………………………………. | |
29.4. | Оценка точности места судна……………………………………………………………………. | |
29.5. | Маневренные характеристики судна. Лоцманская карточка……………………...................... | |
29.6. | Правила ведения судового журнала………………………………………………....................... | |
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………... | ||
Глава 30. | Навигационное обеспечение плавания судна в стесненных водах……………………….. | |
30.1. | Общая характеристика условий плавания в стесненных водах: ……………………………… | |
30.1.1. Основные особенности условий плавания в стесненных водах……………….............. | ||
30.1.2. Безопасная скорость судна……………………………………………………….............. | ||
30.2. | Подготовка к плаванию в стесненных условиях: ……………………………………………… | |
30.2.1. Навигационные особенности плавания в стесненных условиях………………………. | ||
30.2.2. Специальные меры обеспечения навигационной безопасности в стесненных водах... | ||
30.2.3. Расчет и планирование поворота. Контроль глубин…………………………………… | ||
30.2.4. Подготовка к плаванию в стесненных водах…………………………………………… | ||
30.3. | Обязанности судоводителя при плавании в стесненных условиях: ……………...................... | |
30.3.1. Обязанности ВПК при плавании судна в стесненных водах…………………………... | ||
30.3.2. Особенности плавания судна по СРД…………………………………………………… | ||
30.3.3. Действия ВПК при выходе судна из полосы движения СРД………………………….. | ||
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………... | ||
Глава 31. | Навигационное обеспечение плавания судна в открытом море………………………….. | |
31.1. | Навигационное обеспечение плавания в открытом море: ………………………...................... | |
31.1.1. Оптимальная скорость судна…………………………………………………….............. | ||
31.1.2. Контроль за местом судна…………………....................................................................... | ||
31.2. | Организация обслуживания судов рекомендациями по выбору оптимального пути:……….. | |
31.2.1. Общие положения………………………………………………………………………… | ||
31.2.2. Организация взаимодействия «БГОСРК «судно»……………………………………. | ||
31.3. | Оценка ветроволновых потерь скорости судна………………………………………………… | |
31.4. | Уклонение от штормовых зон…………………………………………………………………… | |
31.5. | Экономика и перспективы плавания оптимальными путями…………………………………. | |
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………... | ||
Глава 32. | Навигационное обеспечение плавания судна на морях с приливами……………………. | |
32.1. | Физическая сущность явления приливов и отливов…………………………………………… | |
32.2. | Основные элементы прилива……………………………………………………………………. | |
32.3. | Неравенства приливов: ………………………………………………………………………….. | |
32.3.1. Суточные (тропические) неравенства…………………………………………………… | ||
32.3.2. Полумесячные (фазовые) неравенства…………………………………………………... | ||
32.3.3. Параллактические (месячные) неравенства…………………………………….............. | ||
32.4. | Таблицы приливов………………………………………………………………………………... | |
32.5. | Решение задач с использованием «Таблиц приливов»………………………………………… | |
32.6. | График прилива…………………………………………………………………………………… | |
32.7. | Предвычисление приливов по гармоническим постоянным……………………....................... | |
32.8. | Сведения о приливо-отливных явлениях, помещаемых на морских навигационных картах.. | |
32.9. | Атласы приливо-отливных явлений………………………………………………....................... | |
32.10. | Судовождение в морях с приливами……………………………………………………………. | |
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………... | ||
Глава 33. | Навигационное обеспечение подхода судна к берегу и прибрежного плавания………... | |
33.1. | Подготовка судна к подходу к берегу…………………………………………………………… | |
33.2. | Подход судна к берегу с моря……………………………………………………………………. | |
33.3. | Навигационное обеспечение плавания судна при подходе к побережью: …………………… | |
33.3.1. Варианты подхода судна к побережью………………………………………….............. | ||
33.3.2. Выбор курсов подхода……………………………………………………………………. | ||
33.3.3. Опознавание ориентиров………………………………………………………………… | ||
33.4. | Навигационное обеспечение прибрежного плавания……………………………...................... | |
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………... | ||
Глава 34. | Плавание судна в особых условиях……………………………………………………........... | |
34.1. | Общие требования к плаванию судна в особых условиях и в районах со стесненными условиями: ………………………………………………………………………………………... | |
34.1.1. Общие требования к плаванию судна в особых условиях…………………………...… | ||
34.1.2. Плавание судна в районах со стесненными условиями………………………………... | ||
34.2. | Действия судоводителя при ухудшении видимости и плавании судна при ограниченной видимости: ………………………………………………………………………………………... | |
34.2.1.Ухудшение видимости…………………………………………………………………….. | ||
34.2.2. Плавание судна при ограниченной видимости…………………………………………. | ||
34.3. | Действия судоводителя при подходе судна к порту и выходе из него: ……………………… | |
34.3.1. Плавание судна при подходе к порту и выходе из него……………………………….. | ||
34.3.2. Подход судна к порту…………………………………………………………….............. | ||
34.4. | Действия судоводителя при плавании с лоцманом: …………………………………………… | |
34.4.1. Подготовка к приему-высадке лоцмана…………………………………………………. | ||
34.4.2. Прием-высадка лоцмана и работа с лоцманом…………………………………............. | ||
34.4.3. Плавание с лоцманом…………………………………………………………………….. | ||
34.5. | Действия судоводителя при угрозе нападения и нападении пиратов: …………...................... | |
34.5.1. Угроза нападения пиратов……………………………………………………………….. | ||
34.5.2. Нападение пиратов на судно……………………………………………………………... | ||
34.6. | Действия судоводителя при постановке судна на якорь и стоянке на якоре: …....................... | |
34.6.1. Постановка судна на якорь………………………………………………………............. | ||
34.6.2. Стоянка судна на якоре…………………………………………………………………... | ||
34.6.3. Подготовка к постановке судна в док…………………………………………………… | ||
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………... | ||
Глава 35. | Действия судоводителей в нестандартных ситуациях………………………………........... | |
35.1. | Обязанности судоводителей при плавании в штормовых условиях: ………………………… | |
35.1.1. Подготовка судна к плаванию в штормовых условиях………………………………… | ||
35.1.2. Плавание в штормовых условиях………………………………………………………... | ||
35.2. | Действия судоводителей при плавании в ледовых условиях: ………………………………… | |
35.2.1. Общие положения………………………………………………………………………… | ||
35.2.2. Плавание во льдах………………………………………………………………………… | ||
35.3. | Действия судоводителей при выходе из строя технических средств: …………....................... | |
35.3.1. Выход из строя рулевой машины………………………………………………………... | ||
35.3.2. Выход из строя ДАУ или машинного телеграфа……………………………….............. | ||
35.3.3. Обесточивание судна вблизи навигационных опасностей…………………….............. | ||
35.3.4. Выход из строя гирокомпаса……………………………………………………………... | ||
35.4. | Действия судоводителей при падении человека за борт: ……………………………………... | |
35.4.1. Общие положения………………………………………………………………………… | ||
35.4.2. Маневрирование судном по тревоге «Человек за бортом»……………………………. | ||
35.5. | Действия судоводителей в аварийных ситуациях: ………………………………...................... | |
35.5.1. Столкновение судов………………………………………………………………………. | ||
35.5.2. Пожар на судне……………………………………………………………………………. | ||
35.5.3. Посадка судна на мель……………………………………………………………………. | ||
35.5.4. Смещение груза…………………………………………………………………………… | ||
35.5.5. Повреждение судном гидротехнических сооружений, кранового оборудования, отшвартованных судов…………………………………………......................................... | ||
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………... | ||
Глава 36. | Организация штурманской службы………………………………………………………….. | |
36.1. | Рекомендации по организации штурманской службы на морских судах Украины (РШСУ-98)………………………………………………………………………………………………….. | |
36.2. | Обязанности капитанов и штурманского состава судов по сбору и передаче навигационной информации……………………………………………………………………... | |
36.3. | Сигналы и сигнальные станции: ………………………………………………………………… | |
36.3.1. Станции, обслуживающие мореплавателей…………………………………….............. | ||
36.3.2. Сигналы и оповещения…………………………………………………………………... | ||
36.4. | Навигационный анализ рейса……………………………………………………………………. | |
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………... | ||
Перечень и значение сокращений, использованных в тексте……………………………………………. | ||
Перечень литературы…………………………………………………………………………………………... | ||