После приема сигналов РНС «Лоран-С» место судна может быть получено либо с помощью РНК «Л-С», либо с помощью специальных таблиц. В последнее время стали также применять автоматизированные ПИ, преобразующие гиперболические координаты в географические (на выходе такого ПИ – j0 и l0).
Рис. 22.9. Нанесение обсервованного по РНС «Лоран-С» места судна на РНК
РНК для РНС «Лоран-С» представляют собой (рис. 22.12) карты в проекции Меркатора с нанесенными на них сетками гипербол пар станций, сигналы которых принимаются в районе, охватываемом данной картой. Гиперболы оцифрованы в мкс и проведены через 50 или 100 мкс, в зависимости от масштаба карты.
Обсервованное место находят как точку пересечения гипербол, соответствующих измеренным значениям промежутков времени.
На рис. 22.9 нанесено обсервованное место судна по данным РНС «Лоран-С»:
1. 7970– Y –47415 мкс и 2. 7930– W –11670 мкс.
Обсервованное место с РНК (т. М) по координатам (j0, l0) переносят на путевую навигационную карту.
Сигнал от береговых станций до судна может прийти вдоль поверхности Земли (поверхностная волна) или – на больших расстояниях – после отражения от слоев ионосферы (пространственная волна). Гиперболы на РНК оцифрованы для случая поверхностных волн.
|
|
Если же принят пространственный сигнал – отсчет с ПИ следует исправить поправкой, указанной на РНК (D – дневные и N – ночные).
Возможны 3 типа поправок:
SS – оба сигнала принимаются на пространственных волнах;
GS – сигнал ведущей станции (ВЩ) – на поверхностной волне, сигнал ведомой станции (ВМ) – на пространственной волне.
SG – сигнал ведомой станции (ВМ) – на поверхностной волне, сигнал ведущей станции (ВЩ) – на пространственной волне.
Сигналу на поверхностной волне на экране приемоиндикатора на 2-й скорости развертки соответствует «правильная» синусоида. Сигналу на пространственной волне – «искаженная» синусоида с одним или несколькими «горбами».
При использовании таблиц, содержащих координаты точек пересечения гипербол с определенными меридианами и параллелями. Для получения места судна нет необходимости строить всю гиперболу, – достаточно построить часть ее в районе счислимого места судна. задаваясь двумя круглыми значениями долготы (l1 < lС < l2) находим соответствующие им широты (j1 и j2) на табличные значения Т (< ТИ).
Имея координаты 2-х точек, наносим их на путевую навигационную карту и соединяем прямой линией, которая будет заменять гиперболу 1-й пары станций (если отсчет с приемоиндикатора соответствует табличному). Аналогично поступаем и для 2-й пары станций.
Если снятый с приемоиндикатора отсчет не соответствует табличному, то строят по 2 изолинии для каждой пары станций (рис. 22.10). После чего с помощью линейной интерполяции находят обсервованное место судна, соответствующее значениям измеренных (исправленных) навигационных параметров.
|
|
Рис. 22.10. Нанесение на путевую карту изолиний РНС с помощью специальных таблиц
Табличный способ более трудоемкий (чем с помощью РНК) и применяется крайне редко и только в случае отсутствия РНК для РНС «Лоран-С» данного района.