Если на ходу судна вывести руль из диаметральной плоскости – его нулевого положения, т.е. переложить его на какой-либо угол вправо или влево, то судно начнет описывать на поверхности воды кривую, называемую циркуляцией.
Циркуляцией называется криволинейная траектория, которую описывает центр тяжести судна при изменении курса.
В первом приближении кривая циркуляции представляет собой дугу окружности с определенным диаметром (радиусом), зависящим для данного судна от угла перекладки руля, скорости хода и осадки судна (его загрузки).
Циркуляция судна характеризуется следующими основными элементами (рис. 7.4):
- Тактическим диаметром циркуляции.
- Полупериодом циркуляции.
Рис. 7.4. Основные элементы циркуляции судна
Тактическим диаметром циркуляции называется кратчайшее расстояние между линией первоначального курса судна и линией его курса после поворота на 180° измеренное в кабельтовых.
Обозначается как – dЦ или ДЦ.
Тактический радиус циркуляции – есть половина dЦ (ДЦ) и обозначается как – RЦ.
|
|
Полупериод циркуляции ® время, в течении которого судно совершает поворот на 180°. Измеряется в минутах и обозначается – t 180°.
Элементы циркуляции определяются в сроки, предусмотренные руководящими документами по правилам, изложенным в ПОМЭС.
Сторона поворота и угол перекладки руля обозначается:
- при повороте судна вправо – П-5°, П-10° … П-20°… П-30°;
- при повороте судна влево – Л-5°, Л-10° … Л-20°… Л-30°.