Предрассудки и уловки

В процессе лечения от заикания важно освободить боль­ного от предрассудков и уловок. Сохранение их — верная гарантия возврата болезни.

.Можно с математической точностью доказать, что у каж­дого заикающегося существуют «дружественные» и «враж­дебные» буквы, вернее, звуки. Одни он приемлет, ими пользуется, другие — ненавидит, игнорирует, с ними борет­ся и, надо сказать, безуспешно.

Было бы совершенно неправильно обра­тить усилия заикающегося на борьбу про­тив того или иного звука. Заика, как правило, спо­собен забыть вчерашний «трудный» звук и приняться за но­вый. «Какой сегодня звук является вашим врагом?» — мож­но спросить каждого заику. Бесспорно, здесь существует известная устойчивость, определяемая неведомыми нам за­кономерностями мышления. Но факт прохождения через болезненное воображение заики всех звуков человеческой речи должен нас предостеречь от вредной и бесцельной борь­бы с ними.

Заика обычно — ловкий дипломат, искусный редактор. В проектируемых им мысленных редакциях фраз он осто­рожно обходит все опасное и сомнительное, отступая то и дело перед кажущейся трудностью. Таким образом ему удается скомбинировать нужные фразы, часто весьма далекие от первоначального предварительного наброска. Вследствие этого заика иногда жалуется на бедность родного языка. Он обогащает свой словарь с помощью художественной литера­туры, располагая слова в своеобразном порядке. Богатый словарь, следовательно, временно помогает заике, удержи­вая укрепившиеся уловки. Разумеется, окончательное исце­ление от заикания не основано на отрицании совершенство­вания в языке.

Иные заикающиеся опасаются большой речевой продук­ции: такое-то количество слов могут произнести, после яко­бы начинают заикаться. Другие жалуются: как только вы­ходят за пределы своих знаний — так и начинают заикать­ся. Последнее, разумеется, не страшно. Нужно, стало быть, хорошо знать то, о чем говоришь.

Как же коллектив борется против предрассудков, суеве­рий и сомнений в своей речи? В основном — беседами и победами; беседами до и после побед.

Сами заики стараются отвлечь себя от трудных звуков, которые для них действительно трудны ввиду болезненного сосредоточения внимания на них. Для этого они использу­ют приставки, пересыпают речь «мусорными» словами, от которых, кстати, несвободен и так называемый здоровый человек, прибегают к различным уловкам. В этом и заклю­чается, между прочим, ценность коллектива, что в нем нельзя скрывать уловок. И хорошо! Лучше «честно» заик­нуться, чем прибегать к уловкам. Отнимая уловки, коллек­тив дает своим участникам более могучее средство — бесстра­шие, мужество, уверенность. Сколько уловок разоблачил коллектив! Хождение во время речи; чрезмерно громкая речь, граничащая с гневом; беспрерывный поток речи и бо­язнь остановок, пауз, и даже неуместная шутка или улыбка как уловки... Мы говорим в коллективе: убери уловки, не мешай себе говорить!

Но нужно идти дальше и спросить себя: где же причины уловок? И окажется, что причиной уловок является навяз­чивость. Это она твердит заике: «Ты заикаешься, спасай­ся "за уловку!"» И, охваченный паникой, заикающийся «спасается» за испытанную уловку, тем самым закрепляя свое недоверие к себе. Что же питает навязчивость? Страх, боязливое самочувствие, основанное на печальной практи­ке речи, на неудачах и поражениях в прошлом. Устранить страх способны лишь победы в речи с помощью коллекти­ва. При этом в специальной беседе обсуждается сущность страха и меры его предупреждения и ослабления. В прени­ях по докладу на эту «страшную» тему подчеркивается мысль: страхом страдают суеверные, темные, религиозные люди, разве мы к ним относимся?! Коллектив не ограничи­вается осуждением робости, пугливости, застенчивости. Он дает индивидуальную речь коллективисту, пользование которой только и возможно благодаря моральной поддерж­ке коллектива.

Не бороться прямо!

Беседу о навязчивости и страхе нужно провести обязатель­но в течение второй фазы, желательно даже к концу первой фазы. Бороться с навязчивостью можно лишь, не думая о ней. Это мнение разделяется крупнейшими психотерапевта­ми. Д е ж е р и н говорит: «Больной будет излечен тогда толь­ко, когда вполне искренно он сможет сказать по поводу сво­их расстройств: "Я о них больше не думаю"».

Не бояться более врага — это и значит пренебрегать им. Мы учим в коллективе — быть индифферентным к своей речи и ко всему, что касается ее; снять свое ненужное, вред­ное шефство со своей речи и создать правильную пропорцию: столько же думать о речи, сколько и о ногах.

Нам следует все же подробнее разобрать эмоцию страха. Есть люди — не заики, боящиеся публичных выступлений. Всем известны заикающиеся ораторы, декламаторы, певцы, музыканты <...>. У музыканта — пианиста, скрипача — от сильного волнения, боязни, страха — дрожь в пальцах; у певца, актера — спазм в голосе и т. д. Это лишь подтвержда­ет мысль, что между патологией и «нормой» существует мно­жество переходов, что особенно заметно на психическом здо­ровье людей. Примеры — названные факты. Важно только установить, на каком именно переходе, «на какой именно версте» находится в данное время человек от настоящей па­тологии.

Нельзя забывать, что навязчивость возрастает — и коли­чественно, и качественно, и по своей продолжительности — по мере усиления боязни, робости, страха. Как же преодоле­ваются страх, боязнь, робость? Во всяком случае не гипно­зом и его волшебными заклинаниями, а спокойным, логи­ческим размышлением и практикой побед до наступления нежелательных ощущений. Следует сосредоточиться и са­мостоятельно обсудить: почему я боюсь такой-то си­туации? Предупредить страх — предупредить заикание.

В обсуждении разбираемой темы обычно всплывает воп­рос о развязности как противоядии от навязчивости. Так как коллектив рекомендует участникам освободиться от напряженности, развязать себя, то из этого правильно зак­лючить: а не следует ли максимум внимания обратить на раз­витие смелости, храбрости и даже развязности?

Именно так!

Развязность не есть уловка, а лишь высшая степень сме­лости, уверенности. Храбрецы и смельчаки в коллективе способны на героические подвиги, ответственнейшие выс­тупления и т. д., увлекая за собой других.

В заключение приведем образцы лозунгового творчества коллективистов, являющегося обычно следствием разобран­ной беседы. Творчество коллектива — железный фонд бод­рости для всей организации. Конкурс и соревнование среди участников коллектива на лучшее убеждение, рассуждение, на большее количество и лучшее качество побед приводят к весьма хорошим результатам. Вот ряд лозунгов:

— «Я не знаю отступлений, не знаю защиты, — я знаю одно лишь наступление. Начало защиты есть уже переход в наступление!»

— «Ни обстановка, ни тема, ни аудитория, ни момент —ничто не способно оказать никакого решительно влияния на меня, на мою речь — спокойную, совершенную, образцо­вую!»

— «Было бы что сказать, а скажу я хорошо, плавно, уве­ренно».

— «Несколько лет играл я роль заики в жизни. Сейчас перехожу к другим ролям, более смелым. Жизнь коротка, надо торопиться!»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: