В процессе лечения от заикания важно освободить больного от предрассудков и уловок. Сохранение их — верная гарантия возврата болезни.
.Можно с математической точностью доказать, что у каждого заикающегося существуют «дружественные» и «враждебные» буквы, вернее, звуки. Одни он приемлет, ими пользуется, другие — ненавидит, игнорирует, с ними борется и, надо сказать, безуспешно.
Было бы совершенно неправильно обратить усилия заикающегося на борьбу против того или иного звука. Заика, как правило, способен забыть вчерашний «трудный» звук и приняться за новый. «Какой сегодня звук является вашим врагом?» — можно спросить каждого заику. Бесспорно, здесь существует известная устойчивость, определяемая неведомыми нам закономерностями мышления. Но факт прохождения через болезненное воображение заики всех звуков человеческой речи должен нас предостеречь от вредной и бесцельной борьбы с ними.
Заика обычно — ловкий дипломат, искусный редактор. В проектируемых им мысленных редакциях фраз он осторожно обходит все опасное и сомнительное, отступая то и дело перед кажущейся трудностью. Таким образом ему удается скомбинировать нужные фразы, часто весьма далекие от первоначального предварительного наброска. Вследствие этого заика иногда жалуется на бедность родного языка. Он обогащает свой словарь с помощью художественной литературы, располагая слова в своеобразном порядке. Богатый словарь, следовательно, временно помогает заике, удерживая укрепившиеся уловки. Разумеется, окончательное исцеление от заикания не основано на отрицании совершенствования в языке.
|
|
Иные заикающиеся опасаются большой речевой продукции: такое-то количество слов могут произнести, после якобы начинают заикаться. Другие жалуются: как только выходят за пределы своих знаний — так и начинают заикаться. Последнее, разумеется, не страшно. Нужно, стало быть, хорошо знать то, о чем говоришь.
Как же коллектив борется против предрассудков, суеверий и сомнений в своей речи? В основном — беседами и победами; беседами до и после побед.
Сами заики стараются отвлечь себя от трудных звуков, которые для них действительно трудны ввиду болезненного сосредоточения внимания на них. Для этого они используют приставки, пересыпают речь «мусорными» словами, от которых, кстати, несвободен и так называемый здоровый человек, прибегают к различным уловкам. В этом и заключается, между прочим, ценность коллектива, что в нем нельзя скрывать уловок. И хорошо! Лучше «честно» заикнуться, чем прибегать к уловкам. Отнимая уловки, коллектив дает своим участникам более могучее средство — бесстрашие, мужество, уверенность. Сколько уловок разоблачил коллектив! Хождение во время речи; чрезмерно громкая речь, граничащая с гневом; беспрерывный поток речи и боязнь остановок, пауз, и даже неуместная шутка или улыбка как уловки... Мы говорим в коллективе: убери уловки, не мешай себе говорить!
|
|
Но нужно идти дальше и спросить себя: где же причины уловок? И окажется, что причиной уловок является навязчивость. Это она твердит заике: «Ты заикаешься, спасайся "за уловку!"» И, охваченный паникой, заикающийся «спасается» за испытанную уловку, тем самым закрепляя свое недоверие к себе. Что же питает навязчивость? Страх, боязливое самочувствие, основанное на печальной практике речи, на неудачах и поражениях в прошлом. Устранить страх способны лишь победы в речи с помощью коллектива. При этом в специальной беседе обсуждается сущность страха и меры его предупреждения и ослабления. В прениях по докладу на эту «страшную» тему подчеркивается мысль: страхом страдают суеверные, темные, религиозные люди, разве мы к ним относимся?! Коллектив не ограничивается осуждением робости, пугливости, застенчивости. Он дает индивидуальную речь коллективисту, пользование которой только и возможно благодаря моральной поддержке коллектива.
Не бороться прямо!
Беседу о навязчивости и страхе нужно провести обязательно в течение второй фазы, желательно даже к концу первой фазы. Бороться с навязчивостью можно лишь, не думая о ней. Это мнение разделяется крупнейшими психотерапевтами. Д е ж е р и н говорит: «Больной будет излечен тогда только, когда вполне искренно он сможет сказать по поводу своих расстройств: "Я о них больше не думаю"».
Не бояться более врага — это и значит пренебрегать им. Мы учим в коллективе — быть индифферентным к своей речи и ко всему, что касается ее; снять свое ненужное, вредное шефство со своей речи и создать правильную пропорцию: столько же думать о речи, сколько и о ногах.
Нам следует все же подробнее разобрать эмоцию страха. Есть люди — не заики, боящиеся публичных выступлений. Всем известны заикающиеся ораторы, декламаторы, певцы, музыканты <...>. У музыканта — пианиста, скрипача — от сильного волнения, боязни, страха — дрожь в пальцах; у певца, актера — спазм в голосе и т. д. Это лишь подтверждает мысль, что между патологией и «нормой» существует множество переходов, что особенно заметно на психическом здоровье людей. Примеры — названные факты. Важно только установить, на каком именно переходе, «на какой именно версте» находится в данное время человек от настоящей патологии.
Нельзя забывать, что навязчивость возрастает — и количественно, и качественно, и по своей продолжительности — по мере усиления боязни, робости, страха. Как же преодолеваются страх, боязнь, робость? Во всяком случае не гипнозом и его волшебными заклинаниями, а спокойным, логическим размышлением и практикой побед до наступления нежелательных ощущений. Следует сосредоточиться и самостоятельно обсудить: почему я боюсь такой-то ситуации? Предупредить страх — предупредить заикание.
В обсуждении разбираемой темы обычно всплывает вопрос о развязности как противоядии от навязчивости. Так как коллектив рекомендует участникам освободиться от напряженности, развязать себя, то из этого правильно заключить: а не следует ли максимум внимания обратить на развитие смелости, храбрости и даже развязности?
Именно так!
Развязность не есть уловка, а лишь высшая степень смелости, уверенности. Храбрецы и смельчаки в коллективе способны на героические подвиги, ответственнейшие выступления и т. д., увлекая за собой других.
В заключение приведем образцы лозунгового творчества коллективистов, являющегося обычно следствием разобранной беседы. Творчество коллектива — железный фонд бодрости для всей организации. Конкурс и соревнование среди участников коллектива на лучшее убеждение, рассуждение, на большее количество и лучшее качество побед приводят к весьма хорошим результатам. Вот ряд лозунгов:
|
|
— «Я не знаю отступлений, не знаю защиты, — я знаю одно лишь наступление. Начало защиты есть уже переход в наступление!»
— «Ни обстановка, ни тема, ни аудитория, ни момент —ничто не способно оказать никакого решительно влияния на меня, на мою речь — спокойную, совершенную, образцовую!»
— «Было бы что сказать, а скажу я хорошо, плавно, уверенно».
— «Несколько лет играл я роль заики в жизни. Сейчас перехожу к другим ролям, более смелым. Жизнь коротка, надо торопиться!»