1. В социальных отношениях и взаимодействиях огромную роль играют различные виды коммуникаций, т.е. общения между людьми и их общностями, без чего нет и не может быть ни социальных групп, ни социальных институтов и организаций, ни общества в целом. Коммуникация охватывает все сферы жизнедеятельности людей их различных сообществ (профессиональных, территориальных, этнических и др.), все действующие в обществе процессы: экономические, социальные культурные, политические.
2. Определение рассматриваемого феномена гласит: коммуникация - это передача информации от одной социальной системы другой, обмен информацией между различными системами посредством символов, знаков и образцов.
3. Европейская и американская традиция в философском и социологическом исследовании коммуникации базируется на христианском миропонимании, призывающем своих приверженцев вслушиваться в речи (послания) пророков, чтобы в них услышать голос Бога. Развивая эту традицию, выдающийся немецкий философ - экзистенциалист К. Ясперс разрабатывал проблему коммуникации в органической взаимосвязи с проблемами экзистенции (существования человека), свободы истины, подчеркивая, что «экзистенция открывается только в коммуникации». Именно в коммуникации, утверждал он, человек обнаруживает свою собственную сущность, открывает себя другим людям.
|
|
4. Другой немецкий философ - экзистенциалист М. Хайдеггер интерпретировал человека в качестве сущего, изначально пребывающего
в мире языка как основного коммуникативного средства, конституирующего (создающего) человека и выявляющего подлинный смысл его существования.
5. Французский христианский экзистенциалист Г. Марсель выдвигал на приоритетное место «интерсубъективность» коммуникации, ос
новой которой служит не отношение субъекта к объекту, не «Я»
«нечто», а «Я» к «Ты», субъекта к субъекту. Эта интерсубъективная
коммуникация до предела насыщена такими чувствами, как любовь, привязанность, вера, верность, ответственность. Понимание другого человека не как безразличного «Он», а как близкого мне «Ты», т.е.как
другого «Я», делает коммуникацию интерсубъективной, подлинно человечной.
6. Сходную позицию занимал близкий к экзистенциализму известный еврейский философ М. Бубер, утверждавший необходимость понимания коммуникации как встречи, диалога человека («Я») с другим
человеком («Ты»), вне и без которой человек не в состоянии раскрыть
истину собственного бытия. В такой коммуникации, считали ерусалимский мудрец, мы видим кромку вечного «Ты» (т.е. Бога).
7. Один из лидеров знаменитой Франкфуртской школы в философии Ю. Хабермас считал, что именно коммуникация приводит к возникновению социальных структур и и* саморазвитию. С его точки зрения, эмансипационный интерес человека, стремящегося к освобождению от любого вила насилия и 'зависимости, может быть реализован только посредством подлинной «интеракции», межличностной коммуникации, принципиально диалогичной, предполагающей взаимопонимание, взаимоподдержку.
|
|
Основоположник символического интеракционизма Дж. Г. Мил выдвинул на передний план символическое содержание межличностных коммуникаций. Именно в такой коммуникации, считал он, в формирующейся личности развивается индивидуальность, или самость.
8. Т. Парсонс считал, что коммуникация включает в себя взаимный
обмен символами, значениями, информацией между двумя и большим
количеством личностей, каждая из которых выступает в качестве актора - субъекта социального действия. С его точки зрения, в коммуникации участвует четыре основных компонента:
Ø действия актора, являющегося автором и/или носителем сообщения;
Ø ответная реакция реципиента (лица, на которое направлено со
общение);
Ø содержание коммуникативного процесса;
Ø взаимные роли, связывающие между собой участников коммуникативного взаимодействия.
9. Коммуникация представляет собой необходимую предпосылку становления, развития и функционирования всех социальных систем, потому что именно она обеспечивает связь между людьми и их общностями, делает возможной связь не только между современниками, но и между поколениями, накопление и передачу социального опыта, его обогащение, разделение труда и обмен его продуктами, организацию совместной деятельности, развитие и трансляцию культуры, осуществление управления социальными процессами. Особенно резко возрастает ее роль в современных условиях, когда осуществляется информационная революция - стремительное количественное и качественное преобразование информационной сферы, сопровождающееся трансформацией не только технологической основы общества, но и его экономической, социальной и культурной систем.
10. Коммуникация - сложный многокомпонентный процесс. Его
основными компонентами являются:
Ø субъекты коммуникации - отправитель и получатель сообщения (коммуникатор и реципиент);
Ø средства коммуникации - код. используемый для передачи ин
формации в знаковой форме (слова, картины, графики, ноты и т.д.);
Ø каналы коммуникации, по которым передается сообщение от
коммуникатора к реципиенту (письмо, радио, телефон, телеграф, Интернет и т.п.);
Ø предмет коммуникации (какое-то событие, явление и т.д.) и
отображающее его сообщение (радиопередача, телевизионный сюжет и т.д.);
Ø эффекты коммуникации, выражаемые в изменении внутренне
го состояния либо внешне регистрируемых действий субъектов коммуникационного процесса.
11. Коммуникация в процессе своего осуществления решает три
основных взаимосвязанных задачи:
Ø интеграцию отдельных индивидов в социальные группы и общности, а последних - в целостную систему общества;
Ø внутреннюю дифференциацию общества, составляющих его
групп и общностей, социальных организаций и институтов;
Ø отделение и обособление друг от друга различных общностей и
групп в процессе их общения и взаимодействия, что приводит к более глубокому осознанию ими своей специфики, к более эффективному выполнению присущих им функций.
12. При социологическом исследовании процессов коммуникации
выработались различные модели этого явления. Широкое признание и
распространение получила линейная модель коммуникации, разработанная Г. Лассуэлом и включающая пять элементов:
кто? (передает сообщение) - коммуникатор;
|
|
что? (передается) - сообщение;
как? (осуществляется передача) - канал;
кому? (направлено сообщение) - аудитория (мишень);
с каким эффектом? – эффективность.
Однако модель Лассуэла не отражает всей сложности и полноты коммуникационного процесса. В ней акцент делается на активность коммуникатора, а реципиент оказывается пассивным объектом коммуникационного воздействия.
13.Поэтому в дополнение к модели Лассуэла появилась интерак-
ционистская модель коммуникации, предложенная Т. Ньюкомбом. Она
исходит из того, что субъекты коммуникации - коммуникатор и реципиент -равноправны, связаны как взаимным ожиданием и установками,
так и общим интересом к предмету общения. Сама же коммуникация
выступает как реализация такого интереса с помощью передаваемых
сообщений. А эффект ее заключается в расширении либо в сужении
возможностей сотрудничества субъектов коммуникационного процесса. Такая модель, по утверждению американского психолога Т. Шабутани, обозначает «взаимное принятие ролей» и взаимопроникновение
картин мира, оценок, чувств, свойственных участвующим в коммуникации индивидам.
14.Значительное влияние имеет разработанная канадским социологом Г. Маклуэном общая теория коммуникаций. Он считает, что развитие коммуникативных средств определяет как общий характер культуры, так и смену исторических эпох. В эпоху племенных культур коммуникация ограничивалась рамками устной речи и мифологического мышления, придававшим миру целостность, но вместе с тем локальность и замкнутость. На втором этапе развития коммуникативных процессов решающая роль перешла к письменности, которая укрепила консолидацию человеческих сообществ. Письменность способствовала решению сразу двух задач:
Ø увеличила надежность сохранения прошлого опыта, знаний и
представлений;
Ø возникла возможность принятия новых элементов путем допол
нения к прежнему тексту или иной интерпретации старого, что также может фиксироваться в новом тексте.
В итоге общество получило мощное орудие введения в оборот новых значений, образов и ориентации, что обеспечило интенсивную работу по развитию художественной литературы и научных знаний.
|
|
Третий этап усложнения и обогащения коммуникационных взаимодействий, согласно Г. Маклуэну, начался изобретением И. Гуттенбергом печатного станка, что привело к торжеству визуального восприятия, формированию национальных языков и государств, а это сопровождалось распространением рационализма.
Четвертым этапом в коммуникативных процессах, утверждал Г. Маклуэн. стало распространение современных аудиовизуальных средств коммуникации. Телевидение и другие аудиовизуальные средства радикально преобразуют саму среду, в которой живет и общается современное человечество, резко расширяют масштабность и интенсивность его коммуникационных связей со всем миром.
15. Новую, инфосферную модель коммуникации предложил американский социолог О. Тоффлер. Основу коммуникационных процессов, с его точки зрения, составляют мощные потоки информации, зашифрованные в сложных компьютерных программах. Эти программы создают принципиально новую «инфосферу» и приводят к возникновению новой «блип-культуры», которая своими аудиообразами, спресованными пакетами информации, воплощенными в телевизионных и интернетных картинках и образах, приводит одновременно к массовизации коммуникационных взаимодействий и их демассовизации, индивидуализации. При массовизации потоков этой «блип-кулътуры», льющихся к реципиенту с экранов телевизоров или видеокассет, каждый реципиент может избирательно настроиться на один из многих телекоммуникационных процессов, благодаря множественности каналов возможного их восприятия, или даже может выбирать понравившийся или нужный для - чего-то коммуникационный вариант, используя всемирную компьютерную систему - Интернет. Все это приводит к возникновению множества разнообразных вееров коммуникационных взаимодействий.
16. Пятую коммуникационную модель - аутопойетическую -- разработал немецкий социолог Н. Луман. В его понимании, аутопойетическая система — это система, отличающаяся оперативной замкнутостью и состоящая из множества коммуникативных элементов, каковыми являются потоки информации, причем каждое коммуникативное событие закрывает и открывает систему. Именно вследствие интегрирования коммуникационных процессов в аутопойетические, социальная система приобретает свои специфические черты: способность к самоограничению, т.е. к различению самой себя и окружающей среды; способность самовоспроизводства; самореализацию; самореференцию, т.е. самопредставление. Если психическая система - личность - самоорганизует и самопрезентирует себя, т.е. приходит к самопониманию посредством сознания, то социальная система, согласно Н. Луману, осуществляет этот процесс посредством коммуникации. Лишь с помощью понятия коммуникации, подчеркивал немецкий социолог, социальную систему можно мыслить, как аутопойетическую систему, состоящую из множества элементов - коммуникаций.
17. В социологии коммуникаций важное значение придается типологизации изучаемых явлений. Она может производиться по нескольким основаниям.
В зависимости от содержания коммуникационных процессов они
подразделяются:
Ø информативные, имеющие целью передачу сообщения, информации от коммуникатора к реципиенту;
Ø управленческие, ориентированные на передачу управляющей
системой (руководителем) указаний, распоряжений, приказов управляемой подсистеме (подчиненным лицам, организациям и т.д.) с целью выполнения управленческих решений;
Ø акустические, рассчитанные на слуховое восприятие реципиентом информационных потоков, поступающих от коммуникатора, путем звуковой речи, распространения радиосигналов, аудиозаписей т.п., и на получение аудиальных реакций на звуковые сигналы;
Ø оптические, ориентированные на визуально-зрительное восприятие информации, поступающей от коммуникатора к реципиенту, и соответствующее чувственное, мыслительное, волевое и т.п. реагирование последнего:
Ø тактильные, включающие в себя передачу и восприятие информации комму ямка горами и реципиентами путем воздействия на чувствительность индивидов, коррелирующей с ощущениями прикосновения, давления, поглаживания, а также с явлениями вибрации;
Ø эмотивные, связанные с возникновением у субъектов, взаимодействующих в процессах коммуникации, эмоциональных переживаний радости, восхищения, страха, боязни и т.п., способных воплощаться в различных формах активности.
18. По модальности воплощения коммуникативных взаимодействий и их направленности они различаются следующим образом:
Ø сообщения информативно-побудительного порядка: просьба, внушение, убеждение, команда, приказ, инструкция;
Ø экспрессивно-эмоциональные взаимодействия: реакция индивидов на чувственно-эмоциональные переживания, поведенческие акты, направленные на установление и поддержание контактов.
19. По формам и средствам выражения коммуникационные взаимодействия можно разделить на:
Ø вербальные, воплощаемые в письменной и устной речи;
Ø символически-знаковые и предметно-знаковые, выражаемые в
произведениях изобразительного искусства, в культуре, архитектуре;
Ø паралингвистические, передаваемые посредством жестов, мимики, пантомимики;
Ø гипносуггестивные - процессы влияния - воздействия коммуникатора на психическую сферу, связанные с сужением сферы сознания, с отключением дискурсивного осмысления внушаемой информации и ее логических оценок, ассоциируясь с прошлой эмпирической действительностью.
20. В соответствии с уровнем, масштабами и контекстом коммуникационные процессы дифференцируются:
Ø традиционная коммуникация осуществляется главным образом в
локальной сельской среде, где все знают друг друга, а общение отличается постоянством, стабильностью ожиданий и оценок, не требует специальных знаний и инициативы;
Ø функционально-традиционная коммуникация развивается пре
имущественно в городской среде, в условиях значительного разнообразия видов деятельности и образов жизни. Она является социализированной, устные и письменные контакты четко формализованы, связаны с выполняемыми людьми социальными ролями и функциями;
Ø межличностная коммуникация, в которой в роли отправителя и получателя сообщения выступают отдельные индивиды. Дня нее характерны непосредственный контакт между субъектами общения, множество используемых средств - слов, мимики, жестов и т.п., двухсторонний обмен информацией, происходящий чаще всего в виде диалога;
Ø групповая коммуникация, в которой общение происходит между
двумя или большим количеством членов определенной социальной группы (территориальной, этнической, профессиональной и т.п.) в целях организации взаимосвязанных действий. Она может выступать как
в форме межличностных коммуникаций, так и в форме взаимной коммуникации всех членов группы;
Ø межгрупповая коммуникация, в процессе которой информационные потоки циркулируют между двумя или большим количеством социальных групп в целях осуществления совместной деятельности либо противодействия друг другу. Такая коммуникация способна выполнять несколько функций: обучающую; развлекательную; воспитательную; мобилизационно-организующую; подстрекательскую; производственно-хозяйственную; коммерческую; интеграционную; дезинтеграционную; конфликтную; консенсусно-договорную;
Ø массовая коммуникация на основе использования технических
средств тиражирования охватывает большие массы людей, а в качестве коммуникаторов в ней выступают средства массовой информации пресса, книга, издательства, агентства печати, радио, телевидение; в последнее время - Интернет. Она выполняет целый ряд функций: информирование о происходящих событиях; передачу знаний и обучение; целенаправленное влияние на формирование определенных стереотипов поведения людей; помощь обществу в осмыслении и решении актуальных проблем; развлечение.
21. Эффективность коммуникации любого типа в очень большой степени предопределяется тем, насколько грамотно и конструктивно налажено коммуникационное взаимодействие коммуникатора и реципиентов. Особенно важная роль в этом принадлежит руководителю, менеджеру, преподавателю, тренеру. Для эффективного осуществления коммуникационного взаимодействия коммуникатор должен добиться установления обратной связи с реципиентом, т.е. добиться такой реакции получателя сообщения, которая показывает, понята ли переданная информация, что резко активизирует участие слушателей, зрителей и т.п. в коммуникационном процессе и создает необходимые предпосылки для его эффективности.