Теория социального действия

С точки зрения Вебера, социология должна изучать прежде всего поведение и социальную деятельность человека или группы людей. Однако не всякие их поведение и деятельность являются предметами изучения социологии, а только такие, которые, осмыслены ими с точки зрения целей и средств их достижения, ориентированы на других субъектов, т.е. учитывают влияние на них своих действий и ответную реакцию на это. У Вебера субъектом действия может быть только индивид (группа не может быть субъектом). Действие это человеческое поведение, с которым действующий индивид связывает субъективный смысл. Социальное действие - это действие, ориентированное на других.

К социальному действию не относятся:

1) Действия индивида, если они не есть результат его созидательного волеизъявления, но осуществляется под влиянием импульсов, не осмысленных в терминах рациональной цели;

2) Единообразное поведение многих людей, если оно не является результатом сознательной ориентации друг на друга, не основано на взаимных ожиданиях.

· Типы рационального действия:

· Целерациональное – в категория цели и средства, внешние объекты и действия других людей – ориентиры (экономическая деятельность);

· Ценностно-рациональное – вера в само достаточную ценность самого действия и его смысла, независимо от его успеха (религиозные, культовые действия);

· Аффективное – действие, направляемое аффектами и чувствовали, не подчиненное какой-либо внешней цели, служащее, скорее, удовлетворению непосредственных побуждений и желаний. И религиозные аффекты (созерцание, экстаз, восхищение)

· Традиционное – ориентация на традицию, обычай, предание, обряд. Действующие ставят себя в положение продолжателей социокультурной традиции.

Рационализация соц. действия — это тенденция самого истор. процесса.

Рационализация (процесс расколдовывания мира) – это процесс уменьшения магических, аффективных, традиционалистских содержаний соц. порядков и действий и увеличение и усиление их рационального содержания. Он охватывает все сферы соц. действия, все порядки, ориентации и соц. объединения. Рационализируется соц. действие - от традиционного типа к целерациональному, порядки – от согласия и условности к праву, типы господства – от традиционного и харизматического к легальному, типы общественных объединений – от объединения по случаю к союзу, институту и целевому союзу. Рационализация понимается как судьба западной цивилизации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: