Социология как логико-экспериментальная наука

Подлинно научной является социология экспериментальная. Для того чтобы стать таковой, она должна базироваться на «логико-экспериментальной» точке зрения. Эта точка зрения означает, что основаниями научного доказательства служат исключительно наблюдение, опыт и построенные на них логические выводы. Если метафизика продвигается от абсолютных принципов к конкретным фактам, то экспериментальная наука восходит от конкретных случаев не к абсолютным принципам (они для нее не существуют), но лишь к общим принципам, затем она устанавливает их зависимость от других, более общих и так далее до бесконечности. При этом общие принципы следует рассматривать лишь как простые гипотезы, «цель которых — обеспечить нам познание синтеза фактов, связать их посредством теории, обобщить их. Теории, их принципы, их дедукции, целиком подчинены фактам и не имеют иного критерия истинности, кроме хорошего представления фактов». Логико-экспериментальный метод не дает знания о «сущности» вещей, о «необходимых» связях между ними. Этот метод дает сугубо вероятностное знание; устанавливаемые в нем законы представляют собой лишь некоторые единообразные связи, строго ограниченные определенными, известными нам пространственно-временными рамками.

Теория социального действия

Человек как экономический субъект действует рационально, но в целом в обществе доминируют нерациональные поступки. Исходное отношении – оппозиция логичных и нелогичных действий.

Логические (в естественных науках, экономике, часть политических и военных действий) - действия, которые логично соединяют средства с целью и по отношению к субъекту действия, и объективно. Субъективно – как сам действующий человек оценивает свое поведение. Объективно – оценка производится как бы со стороны, в соответствии с действительностью.

Нелогические – нет совпадения субъективных целей и средств с объективными. Пример – принесение жертв древнегреческими моряками.

В обществе преобладает нелогичные действия – обрядовые, символические, религиозные и т.д.

Четыре рода действий:

1. Нелогичные субъективно и объективно (традиции);

2. Нелогичные объективно, но логичные субъективно (играют наибольшую роль в общественной жизни);

3. Логичные объективно, но нелогичные субъективно (инстинкты, отдергиваем руку от горячего)

4. Логические объективно и субъективно

Политэкономия – о логических действиях.

Существует параллель между теориями действий и Парето и Вебера. Но для Парето природа человека в значительной мере была иррациональна и неизменна, Вебер исходил из рациональности временного человека и истории.

«Осадки» и «производные»

Теории, посредством которых люди представляют свои нелогические действия в качестве логических, содержат в себе постоянный и изменчивый элементы. Первый - «осадок», второй - «производное» («деривация»).

Будучи нелогичными, осадкипредставляют собой проявления базовых человеческих чувств и инстинктов. Не следует смешивать осадки с чувствами и инстинктами, которым они соответствуют, так как они являются именно элементами (наиболее устойчивыми, неизменными и универсальными) «теорий». Это не сами чувства и эмоции, а их естественная основа.

Шесть классов:

I класс Инстинкт комбинаций воплощает тенденцию к социальному изменению

II класс Настойчивость в сохранении агрегатов выражает консерватизм, тенденцию к неизменности социальных форм

III класс. Потребность в проявлении своих чувств посредством внешних актов

IV класс. Осадки, связанные с социальностью

V класс. Единство индивида и того, что ему принадлежит

VI класс. Сексуальный осадок

«Осадки» одного общества, как правило, существенно отличаются от «осадков» другого. Они незначительно изменяются в пределах отдельно взятого общества в целом. Но их распределение среди различных слоев внутри каждого общества весьма изменчиво.

«Производные», или «деривации» составляют изменчивый и поверхностный слой «теорий». «Производные» базируются на «осадках» и через них - на «чувствах», в которых они черпают свою силу. «Производные» не соответствуют строго «осадкам», от которых они происходят. → Нам известны только «производные», которые зачастую скрывают породившую их основу. Производные могут делать «осадки» более или менее интенсивными, усиливать или ослаблять их. Но, хотя «производные» и зависимы от «чувств» и «осадков», они обладают относительно автономным существованием и способны порождать друг друга, образовывать между собой различные комбинации и оказывать воздействие на определяющую их «чувственно-осадочную» основу.

Четыре класса.

Первый класс - это «простые уверения», формула которых: «это так, потому что так».

Второй класс «производных» содержит в себе аргументы и рассуждения, опирающиеся на авторитет (личности, традиции, обычая).

В третьем классе «производных» «доказательство» основано на апелляции к каким-нибудь чувствам, индивидуальным или коллективным интересам, юридическим принципам (Право, Справедливость), метафизическим сущностям (Солидарность, Прогресс, Демократия, Гуманность) или воле сверхъестественных существ.

Четвертый класс «производных» черпает силу убеждения в «вербальных доказательствах», т. е. таких, которые основаны на «использовании терминов с неопределенным, сомнительным, двойственным смыслом и не согласуются с реальностью».

2 функции производных:

· обнаруживают и выражают эти «осадки» и «чувства»,

· скрывают.

На первый план может выступать либо одна, либо другая функция.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: