Крушение надельной системы привело к ухудшению положения крестьян, разорению крестьянских хозяйств, что вызвало многочисленные народные волнения

Политическая власть императора пошатнулась. В то же время военные наместники добились наследственного права на титулы и владения. Они, лишь номинально подчиняясь императору, проводили совершенно самостоятельную политику. В Китае наступил период феодальной раздробленности. В начале X в. был низложен последний император династии Тан.

Даже в период феодальной раздробленности китайское государство до некоторой степени сохраняло свое единство. Это объяснялось следующими обстоятельствами: существовали тесные экономические связи внутри государства, большое значение для поддержания жизнедеятельности имели общественные работы на значительных территориях, периодические народные волнения, постоянная угроза набегов со стороны кочевников требовали объединения усилий. Федоров К. Г. История государства и права зарубежных стран, 2011.с 241

Во второй половине X в. была восстановлена общеимперская политическая власть. Новой правящей династией стала династия Сун. С целью централизации власти была упразднена прежняя административная система, которая обеспечивала господство военных наместников. Вновь образованные районы подчинялись императору. Чтобы ограничить власть местных чиновников, были созданы параллельные органы управления. Из центра в округа и уезды назначались начальники на постоянную работу. Кроме того, практиковалось временное направление чиновников из столицы в провинции. Идеологической опорой феодальной монархии служило конфуцианство.

В XIII в. Китай был завоеван монгольскими феодалами, чье господство сохранялось до середины XIV в. В 1351 г. весь Китай был охвачен народным движением, направленным против монгольского ига. Китай вновь стал свободным. На престол взошла династия Мин. Общественный и государственный строй Минской империи точно копировал старое феодальное государство: то же деление населения на ранги и классы, препятствующее образованию сословий, тот же бюрократический аппарат управления. Вся полнота власти была сосредоточена в руках императора. Политическое развитие Китая в XIV-XV вв. способствовало укреплению феодальных порядков.

Заключение

Стойкая многоукладность, незавершенность процессов образования классов, сохранение пережитков патриархально-родовых и рабовладельческих отношений, неравномерность хозяйственного и социального развития различных районов обширной территории затрудняют точное выделение того временного рубежа, с которого можно датировать начало средневековой истории традиционного Китая. В Древнем Китае складывается крупное частное землевладение, основанное на различных формах эксплуатации не потерявших свободы малоземельных и безземельных крестьян. Широкое развитие приобретает и эксплуатация податного крестьянства государством путем взимания ренты-налога.

По приказу императора Ли Шимина началось создание свода законов уголовного права, завершившееся после его смерти. Список преступлений был огромен: хождение ночью по улице, разжигание ночью огня, быстрая езда по городу и т.д. Например, хозяин за убийство провинившегося раба наказывался 100 ударами палкой, а раб за неосторожное убийство господина подвергайся смертной казни. Под влиянием конфуцианства был запрещен древний обычай физически калечить преступника.

Власть перешла к владельцам феодальных поместий. Вместо надельной системы был введен новый порядок налогообложения. Все владельцы земли были поделены на девять разрядов в зависимости от количества имеющейся земли. Все прежние повинности заменялись единым налогом с земли, взимаемым независимо от возраста и трудоспособности облагаемых лиц. Сбор налогов происходил дважды в год: летом и осенью. В результате реформы налогообложению подвергались не только государственные крестьяне, но и держатели земель от частных лиц. Данная реформа официально признала земельные владения феодалов.

Мусульманское право - сложное социальное явление, оказавшее глубокое влияние на историю развития государства и права целого ряда стран Востока.

Ислам - являясь одной из трех (наряду с буддизмом и христианством) мировых религий, имеющей своих приверженцев практически на всех континентах и в большинстве стран мира, пожалуй, наиболее близко соприкасается с государством и правом. Связующим звеном здесь выступают мусульманское право и исламская правовая идеология, оказывающие значительное влияние на международную политику. Выделяя государственный характер ислама, мусульманское право всегда находилось в центре его учения и будучи системой норм, воспринималось еще и как универсальная политико-правовая доктрина.

Мусульманское право возникло в период разложения родоплеменного строя и становления раннефеодального государства на западе Аравийского полуострова, и как система юридических норм образовалось не сразу. В начальный период развития ислама и мусульманской общины, когда процесс создания государства и классового общества еще не завершился, практически не различались юридические и иные правила поведения в едином мусульманском социально-регулятивном комплексе. К тому же в это время тесно переплетались мусульманская догматика- богословие и правоведение, не составляя самостоятельных направлений мусульманской идеологии. Ситуация изменилась в середине X века, когда правоведение отделилось от мусульманской догматической теологии и сформировались мусульманско-правовые школы. К концу первого тысячелетия процесс складывания феодального мусульманского государства в основном завершился. Одновременно произошло и становление мусульманского права как системы юридических правил поведения, выражавших в основном волю господствовавшей верхушки феодального теократического общества и в той или иной форме защищавшихся государством.

Главная особенность ислама в том, что это не только вера, но и система жизненных ценностей, социальных и межличностных отношений. Исламское законоведение проникнуто духом религии. Мусульманское право является неотъемлемой частью религии и мыслится как единая правовая система для всех мусульман.

В отличие от других религий мира, ислам значительно глубже охватил все сферы человеческих отношений и на протяжении многих веков выступал в качестве их универсального регулятора. Особенно велико его влияние на организацию семейно-бытовых отношений, на формирование обыденного сознания мусульман.

Применительно к общечеловеческим ценностям отметим, что в исламе велико значение стыда, что, к сожалению, сегодня почти отсутствует в европейском обществе.

Религия тесно связана и опирается на этнокультурную традицию, т.е. на опыт сотен поколений, придает ее нормам сакральный характер и тем превращает их в жесткий стандарт поведения, в обязательный стереотип.

В свою очередь, традиция создает так называемый защитный панцирь, предохраняющий от разрушения. Именно в этом обратное воздействие религии на жизнь общества, на характер культуры, на ход истории.

В ходе процесса глобальных изменений в мире, в том числе серьезной модификации привычных норм и стандартов, на передний план энергично выдвигается национально-культурная традиция, защитно-охранительные функции которой опираются на религию как символ национального сопротивления.

Все это связывает воедино общество и религию, социально-экономическое содержание серьезных процессов внутренней трансформации стран традиционного Востока и их национально-религиозную форму.

Религия есть то, что дает человеку при соблюдении правил духовной жизни возможность единения с источником жизни, истины и блага - Богом. По отношению к государству и обществу религия на Востоке была цементирующей основой, но эффективность этой основы, сила ее защитной мощи во многом зависели от нее самой.

Известно, что разные религиозные системы далеко не в одинаковой степени укрепляли традиционную социальную структуру или существующую политическую власть.

Заимствование сходных идей и представлений, взаимовлияние культур и уравнивание культурного потенциала за счет использования достижений вырвавшихся вперед народов всегда было законом развития человечества.

Сила ислама не в количестве его адептов, а в идейно-институциональной структурной слитности вселенской мусульманской общины. Для ислама в наибольшей степени характерна интегрирующая функция религии, которая предстает здесь в своей наиболее наглядной и действенной форме. Ислам сегодня - в условиях изменившейся политической картины мира с нередко ведущей ролью ислама в определении политики и тактики всех развивающихся стран - имеет объективные условия не только для сохранения в качестве одной из ведущих религиозных систем мира, но и для некоторого усиления своего значения в качестве идейного знамени национальных движений в значительной части земного шара.

Примечательно, что в исламе нет церковной организации, нет иерархии. Любой мусульманин, получивший достаточно знаний, может заниматься религиозными делами. Должно быть признание общины. Каждый мусульманин соотносит свою жизнь с Кораном и Сунной. Ислам крайне разнообразен. Немалый интерес представляют изучение эволюции социальных принципов ислама, его культа этических норм, взглядов на науку, искусство, труд, реалистическая оценка позиции современных мусульманских организации и духовенства в борьбе за мир и разоружение.

С ходом истории трансформировалась и религия, постоянно испытывая на себе воздействие различных факторов жизни. Происходят процессы обновления и трансформации «мусульманского» взгляда на многие явления окружающего мира.

Для оправдания своих модернистских устремлений некоторые мусульманские богословы приводят хадис: «В каждом веке в моей общине появится человек, который оживит религию Аллаха и Сунну».

Выделяют три основные тенденции модернизации ислама:

1) обоснование необходимости и полезности обрядов ислама для современных условий и будущего путем нового толкования их содержания;

2) дифференциация элементов системы обрядов и культа, их переплетение с местными традициями;

3) упрощение требований мусульманского культа путем пересмотра сложившихся вековых традиций.

В эпоху социализма предпринимались попытки соединить ислам и социализм, ссылаясь на то, что в основе ислама как раз и лежит истинный социализм.

Ислам - религия свободы выбора. «Запрещается использование любых методов принуждения для обращения кого-либо в свою веру или навязывание атеистических убеждений», - говорится в Каирской декларации прав человека в исламе 1990 г., подписанной практически всеми мусульманскими государствами. При реализации этого права мусульмане обязаны уважать религиозные убеждения других и стремиться к тому, чтобы жить в мире с ними.

Равенство и братство рассматриваются не только в качестве личной добродетели, но и в качестве обязательных для верующих норм социального поведения. «Вы равны, как зубья расчески», - говорится в хадисах Пророка Мухаммеда. Нет также какого-либо исключительного богоизбранного народа. Все люди и все народы избраны Богом и могут первенствовать друг перед другом лишь в делах благочестия. То есть в правах никто не имеет привилегий, а только лишь в своей добродетельной жизни человек может первенствовать над другими.

В сфере общей культуры, в сфере массмедийной пропаганды есть серьезные упущения, которые позволяют использовать исламские лозунги, отдельные символы, отдельно вырванные цитаты из Корана для прикрытия преступных действий. Причем они совершенно не обязательно используются мусульманами, потому, что в этом процессе немусульманские или даже антимусульманские силы тоже участвуют.

В свое время, чтобы вести верным путем многочисленные народы, принявшие ислам, муджтахиды (знатоки религиозных вопросов) разработали науку о практике шариата.

Она была призвана дать верующим ответ на любые, даже самые обыденные вопросы, которые возникают в жизни. Шариат четко и строго разделяет то, что является обязательным, рекомендательным, дозволенным или нейтральным, предосудительным, но не запрещенным, строго запрещенным. Понятие «шариат» часто отождествляют с понятием «мусульманское право», однако полностью эти понятия не совпадают, поскольку шариат включает в себя наряду с правилами внешнего, практического поведения основы религиозной догматики и этические постулаты, обращенные к совести мусульманина.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: