Открытое/закрытое общество

Поиски генезиса идеи открытого/закрытого общества закономерно приводят нас к началу человечества, первому акту социальной организации: преобразованию стада протолюдей в род с двумя взаимнобрачующимися фратриями. Эта система соединения запрета и разрешения, открытости и закрытости была крайне продуктивной и могла эффективно использоваться в более широких контекстах. Разделение первобытного замкнутого стада на две экзогамные половины сопровождалось установлением тесных связей с соседними так же организованными группами, в силу чего введение экзогамии приобретало характер прогрессивного культурного учреждения. Экзогамия, расширяя культурные и брачные связи первобытных коллективов, преодолевая замкнутость стадного периода, обновляла человеческий род, его общество и культуру.

Принципиально важный шаг в осмыслении идеи открытого/закрытого общества был сделан историками, различавшими преходящие и пространственно ограниченные полисы (они закрыты и в пространственном, и во временном плане) и безграничный космический полис, или космополис. Последний безусловно реален, как реален окружающий нас космос. Но он также идеален, ибо в силу своей открытости сметает любые временные и пространственные границы. Его не в состоянии ни то что охватить, но и увидеть не только отдельный человек, но и сколь угодно большое множество людей.

Стоическая дихотомия полиса/космополиса была развита Блаженным Августином. Он различает град земной (временный) и Град Божий (вечный). Возникает разрыв между вечностью и беспредельностью, с одной стороны, и конечностью во времени и пространстве — с другой. Оба града оказываются закрытыми друг для друга в силу принципиального различия их природы. Но Августина это не могло удовлетворить, т.к. его «сверхзадачей» было определение пути верующего христианина из временного и конечного града земного в беспредельный и вечный Град Божий. Такой путь открывает церковь, которая прикосновенна обоим градам. Благодаря церкви или, точнее, вере, Град Божий открывает для себя град земной и тем самым открывается сам для земных людей.

В конечном счете град Божий оказывается вполне открытым благодаря церкви, установки лучшей части или вида града земного на «предизображение», благодати и алканию этой благодати верующими людьми.

Важную попытку такого рода предпринял Анри Бергсон. впервые появляются выражения «закрытое общество» и «открытое общество». Французский философ начинает с различения общества открытого и закрытого по природе. Первое включает все человечество и основано на законе любви, второе — замкнутые коллективы (обычно нации-государства) и основано на безразличии людей друг к другу и, как следствие, на агрессивной враждебности к чужим. Фактически Бергсон признает, что закрытые общества существуют реально, а открытое общество оказывается всего лишь неким идеальным образованием. Бергсон отмечает естественность и рациональность закрытых обществ.

Коль скоро закрытые системы оказываются лишь частным случаем открытых, то логика их отношения друг к другу не может быть передана прямолинейным антагонизмом. Закрытая система оказывается аномальным состоянием, которое естественно присуще открытой системе. Каждая открытая система может в ходе своего развития закрыться. И наоборот — каждая закрытая система потенциально является открытой. Вопрос только в том, что и как высвободит эту потенцию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: