С детьми-ринолаликами
В послеоперационный период
<...> При планировании работы мы учитывали не только то, что в процессе занятий улучшается подвижность мягкого нёба, задней стенки глотки, сокращается расстояние между ними, но и то, что намного сократить это расстояние нам не удастся. Не приходится пока в этом вопросе рассчитывать на помощь хирургов, которые много сделали в ураностафи-лопластике, понимая, что главная их цель — создать условия проведения коррекции речи, и в большинстве случаев добились положительных результатов. Вопрос о сужении носоглотки вставал в их практике, проводились операции, но они не дали положительных результатов. Следовательно, при проведении логопедических занятий мы должны были хорошо оценивать имеющиеся возможности ребенка и создавать наилучшие условия для коррекционной работы.
Прежде всего для коррекции речи необходимо было разрабатывать подвижность мягкого нёба и задней стенки глотки, чтобы расширить проход для речевой струи воздуха в ротовую полость. Но решение вопроса постановки голоса без гнусавого оттенка и вызывания звуков ставило перед нами задачу использования еще каких-то дополнительных возможностей артикуляционного аппарата, чтобы еще более уменьшить проход воздуха в нос и увеличить проход его через рот.
Это обеспечивалось, во-первых, правильным положением языка (опущенная спинка и кончик языка, лежащий у зубов). Из литературы известно, что необходимость приспосабливаться к порочным анатомическим условиям развивает язык в мощности и объеме... Очень часто при этом язык смещается назад к задней стенке глотки, может быть, этим усиливая препятствия воздушному столбу. Вытягиванием языка вперед мы уменьшаем объем корня и спинки языка и расширяем тем самым проход воздуха в рот. Этот прием хорошо разработан у А. Г. Ипполитовой.