Чем отличается смертный грех от обычного?

Различение грехов на смертные и не смертные весьма условно, ибо всякий грех, будь он малым или великим, разлучает человека с Богом, источником жизни, и человек согрешивший неизбежно умирает, хотя и не тотчас после грехопадения. Это видно из Библии, из повествования о грехопадении прародителей рода человеческого Адама и Евы. Не велик был (по нынешним меркам) грех вкусить плода от запретного древа, но через этот грех умерли и Ева и Адам, и по сей день все умирают…

Кроме этого, в современном понимании, когда говорят о грехе «смертном», то имеется в виду, что тяжкий смертный грех убивает душу человека в том смысле, что она становится неспособной к Богообщению до тех пор, пока не покается и не оставит этот грех. К таким грехам относятся убийство, блуд, всякая бесчеловечная жестокость, богохульство, ересь, оккультизм и магия, и т. д.

Но и незначительные, мелкие «не смертные» грехи могут умертвить душу грешника, лишить ее общения с Богом, когда человек не кается в них, и они большим грузом лежат на душе. К примеру, одна песчинка нам не в тягость, а если их накопится целый мешок, то этот груз придавит нас.


***

Что такое смертный грех и чем он отличается от других «несмертных» грехов? Если ты повинен в смертном грехе и искренне покаешься в нем на исповеди, простит ли через священника Бог этот грех или нет? И еще хочется узнать: те грехи, в которых всей душой и сердцем покаялся на исповеди, и священник отпустил эти грехи, если больше их не совершать, за них не будет судить Бог?

Отвечает священник Дионисий Толстов:

Когда человек произносит такое словосочетание, как «смертный грех», тогда сразу же по логике мышления хочется задать вопрос: а что такое несмертный грех? Разделение грехов на смертные и несмертные – лишь условность. На самом деле любой грех смертный, любой грех – это начало погибели. Святитель Игнатий Брянчанинов перечисляет восемь смертных грехов (см. ниже). Но эти восемь грехов – это лишь классификация всех возможных грехов, которые может совершить человек; это как бы восемь групп, на которые подразделяются все они. Авва Дорофей указывает, что причина всех грехов и их источник состоит в трех страстях: это себялюбие, сластолюбие и сребролюбие. Но, однако, этими тремя пороками не охватывается вся бездна грехов – это лишь начальные условия греховности. Так же и с теми восьмью смертными грехами – это классификация. Каждый грех должен быть уврачеван покаянием. Если человек принес искреннее покаяние в своих грехах, то, конечно, Бог ему простит исповеданные грехи. Именно для этого и существует исповедь. «Покайтесь и веруйте в Евангелие», – говорится в начале Евангелия от Марка. За раскаянный грех человек не понесет осуждения. «Не бывает греха непрощаемого, кроме греха нераскаянного», – говорят Святые Отцы. Бог по своей неизреченной любви к роду человеческому установил таинство исповеди. И приступая к таинству покаяния, мы должны твердо верить, что Бог простит все наши грехи. Святитель Димитрий Ростовский говорил: «Покаявшиеся блудники вменяются с девственниками». Вот какова сила покаяния!

***

Смертные грехи:

1. Чревообъедение (объедение, пьянство, нарушение постов, излишняя любовь
к плоти – из этого следует самолюбие, неверность Богу);

2. Любодеяние (блудное разжжение, блудные ощущения, принятие нечистых
помыслов и беседа с ними, блудные мечтания и пленения, нехранение чувств (особенно осязания), сквернословие и чтение сладострастных книг, грехи блудные естественные и противоестественные);

3. Сребролюбие (любовь к деньгам, имуществу, желание обогатиться, размышление о средствах к обогащению, мечтание богатств, опасения старости, нечаянной нищеты, болезненности, изгнания, корыстолюбие, неупование на Промысел Божий, пристрастие к различным тленным предметам, суетная любовь к подаркам, присвоение чужого, жестокосердие к нищим, воровство, разбой);

4. Гнев (вспыльчивость, принятие гневных помыслов, мечтание отмщения, возмущение сердца яростию, помрачение ею ума, непристойный крик, спор. Брань, жестокие колкие слова, рукоприкладство, убийство, злопомнение, ненависть, вражда, мщение, клевета, осуждение, возмущение и обида на ближнего);

5. Печаль (огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, сомнение в обетованиях Божиих, неблагодарение Богу за все случившееся, малодушие, нетерпеливость, скорбь на ближнего, ропот. Отречение от креста);

6. Уныние (леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитве, оставление молитвы и душеполезного чтения, невнимание и поспешность в молитве, небрежение. Неблагоговение, праздность, многоспание, празднословие, кощунство, забвение заповедей Христовых, нерадение, лишение страха Божия, ожесточение, нечувствие, отчаяние);

7. Тщеславие (искание славы человеческой, хвастовство, желание и искание земных и суетных почестей, любовь к одежде, роскоши, стыд исповедывать грехи и сокрытие их перед духовником, лукавство, самооправдание, прекословие, лицемерие, ложь, лесть, зависть, унижение ближнего, безсовестность, переменчивость нрава);

8. Гордость (презрение ближнего, предпочтение себя всем, дерзость, омрачение, дебелость ума и сердца, склонность их к земному, хула, неверие, лжеименный разум (ереси), непокорность Закону Божию и Церкви, чтение еретических книг, последование своей плотской воле, колкое насмешничество, потеря простоты, любви к Богу и ближнему, невежество и финал – смерть души).

По книге Святителя Игнатия (Брянчанинова)

Грех смертный – грех, ведущий к погибели души, искажающий замысл Божий о человеке.

Смертным является любой грех, который поработил волю человека, поэтому смертный грех рассматривается как качественное понятие и «законодательного» списка смертных грехов в Православии нет. В данном смысле перечень смертных грехов очень велик, исходя из склонности конкретного человека к тому или иному греху.

Святые отцы говорят: нет греха непростительного, есть грех нераскаянный. Любой нераскаянный грех – в некотором смысле смертный.

Православная аскетика рассматривает восемь страстей.

Иеромонах Иов (Гумеров):
«Как болезни бывают обычные и смертельные, так и грехи бывают менее или более тяжкие, то есть смертные... Смертные грехи истребляют в человеке любовь к Богу и делают человека мертвым для восприятия Божественной благодати. Тяжелый грех настолько травмирует душу, что ей потом очень сложно вернуться в нормальное свое состояние.
«Выражение «смертный грех» имеет основание в словах св. апостола Иоанна Богослова (1Ин. 5:16-17). В греческом тексте стоит прос фанатон – грех, который идет к смерти. Под смертью имеется ввиду духовная смерть, которая лишает человека вечного блаженства в Царстве Небесном».

Святитель. Игнатий Брянчанинов:
«Смертные грехи для христианина суть следующие: ересь, раскол, богохульство, отступничество, волшебство, отчаяние, самоубийство, любодеяние, прелюбодеяние, противоестественные блудные грехи, кровосмешение, пьянство, святотатство, человекоубийство, грабеж, воровство и всякая жестокая, бесчеловечная обида.
Только один из этих грехов – самоубийство – не подлежит врачеваниюпокаянием, но каждый из них умерщвляет душу и делает ее неспособною для вечного блаженства, доколе она не очистит себя удовлетворительным покаянием...
Впадший в смертный грех да не впадает в отчаяние! Да прибегает к врачевству покаяния, к которому призывается до последней минуты его жизни Спасителем, возвестившим во Святом Евангелии: верующий в Меня, аще и умрет, оживет (Ин. 11:25). Но бедственно пребывать в смертном грехе, бедственно – когда смертный грех обратится в навык!».

Смертные грехи в Ветхом Завете
Для понимания того, что есть смертные грехи, необходимо понять, хотя бы в общих чертах, что есть Закон для Израиля (а, соответственно, и для Нового Израиля – Церкви Христовой). Слова Иисуса о том, что Он пришел не нарушить Закон, а исполнить его, а также Его утверждение, что ни одна йота или черта не прейдет из Закона пока не исполнится все (Мф. 5:17-18), заставляют Его учеников очень пристально вникнуть в то Учение (слово ТОРА, которое традиционно переводится как «Закон» более адекватно переводить как «Учение», т.к. оно происходит от глагола ЙАРА – учиться), о котором сказаны такие слова. Закон – непременное условие существования израильской общины, ее основа. Но Закон не как миропорядок, а как способ устанавливать отношения с Богом, возможность к диалогу с Ним (Втор 9; 10:4; 18:16). Закон нужен для освящения народа, посредством чего постепенно восстанавливается общение с Творцом (Исх. 19:7-8). В библейском законодательстве единственным законодателем является непосредственно Сам Бог. Поэтому преступление Божьего закона – это грех и нарушение Божественной воли, и, таким образом, противозаконный поступок – «хула на Господа"(Чис 15:30). Из этого вытекает очень важное следствие: проступок – это зло, которое люди не могут ни простить, ни изгладить, (например закон об убийстве и прелюбодеянии; видно, что прощение мужа не может компенсировать преступление: ср. Лев. 20:10). В наиболее общем виде Закон сформулирован в Декалоге или Десятисловии. Эти высказывания названы Заповедями (евр. – мицвот). Заповеди. безусловны, не зависят от обстоятельств жизни, и должны выполняться всеми, заключившими Завет, и всегда. Все Заповеди содержат запрет (почтение к родителям – это запрет на нанесение ущерба; вообще, авторитет родителей подобен авторитету Божественному и царскому), но в них нет упоминания смертной казни за их нарушение. Заповеди – условие присоединение к общине (Заповедь «не желай» – то за что нет наказания, т.е. она подразумевает Божественное правосудие). Заповеди сформулированы во 2-м лице ед. ч., что подразумевает личную ответственность. Надо различать Заповеди и предостережения. Для раскрытия смысла этих Десяти заповедей были разработаны законы (евр. хуккот – уставы, обычаи), которые сформулированы в категоричной форме и обязательны для исполнения в Израильской общине. В ВЗ ряд преступлений наказывался смертной казнью. Отсюда и возникло понятие смертного греха, т.е. такого поступка, следствием которого является смерть. При этом никакое преступление, достойное смерти не может быть прощено или заменено на выкуп (Чис. 35:31), т.е. человек не может изменить своей участи даже покаянием. Такой подход возник из глубокого понимания того, что ряд поступков человек может совершить только в том случае, если он уже достаточно давно пребывает вне общения с Источником Жизни, или точнее, черпает вдохновение в своей жизни в источнике отнюдь не Божьем. Т.е., если человек совершает преступление, которое карается смертью, то это значит, что он уже давно поддерживает свою жизнь за счет разрушения окружающего мира и людей. Т.о., смертный грех – это не просто преступление, которое, согласно законодательству, карается смертной казнью, но и некая констатация факта того, что человек совершающий такое дело внутренне уже мертв и должен быть упокоен, чтобы от него не пострадали живые члены общины. Конечно, с точки зрения гуманизированного сознания современного человека такой подход весьма жесток, но мы не должны забывать, что в ветхозаветные времена не существовало иного способа прервать распространение последствий греха в народе, кроме, так сказать, «хирургического» метода, когда носитель смерти просто уничтожался. Ниже приводится подборка цитат о смертных грехах из книг ВЗ. В конце каждого раздела помещен краткий комментарий. I. УБИЙСТВО (НАМЕРЕННОЕ И ПО ХАЛАТНОСТИ, В Т.Ч. ПРИРАВНЕННАЯ К НЕМУ ПРОДАЖА В РАБСТВО) Исх. 21:12 Кто ударит человека так, что он умрет, да будет предан смерти; Исх. 21:28,29 Если вол забодает мужчину или женщину до смерти, то вола побить камнями и мяса его не есть; а хозяин вола не виноват; но если вол бодлив был и вчера и третьего дня, и хозяин его, быв извещен о сем, не стерег его, а он убил мужчину или женщину, то вола побить камнями, и хозяина его предать смерти; Исх. 22:2 Если кто застанет вора подкапывающего и ударит его, так что он умрет, то кровь не вменится ему; но если взошло над ним солнце, то вменится ему кровь. Чис. 35:16-18 Если кто ударит кого железным орудием так, что тот умрет, то он убийца: убийцу должно предать смерти; и если кто ударит кого из руки камнем, от которого можно умереть, так что тот умрет, то он убийца: убийцу должно предать смерти; или если деревянным орудием, от которого можно умереть, ударит из руки так, что тот умрет, то он убийца: убийцу должно предать смерти; Чис. 35:21... Или по вражде ударит его рукою так, что тот умрет, то ударившего должно предать смерти: он убийца; мститель за кровь может умертвить убийцу, лишь только встретит его. Чис. 35:31 И не берите выкупа за душу убийцы, который повинен смерти, но его должно предать смерти; Лев. 24:17 Кто убьет какого-либо человека, тот предан будет смерти. Лев. 24:21 Кто убьет скотину, должен заплатить за нее; а кто убьет человека, того должно предать смерти. Втор. 22:8 Если будешь строить новый дом, то сделай перила около кровли твоей, чтобы не навести тебе крови на дом твой, когда кто-нибудь упадет с него. Втор. 24:7 Если найдут кого, что он украл кого-нибудь из братьев своих, из сынов Израилевых, и поработил его, и продал его, то такого вора должно предать смерти; и так истреби зло из среды себя. Исх. 21:16 Кто украдет человека [из сынов Израилевых] и [поработив его] продаст его, или найдется он в руках у него, то должно предать его смерти. Комментарий Все перечисленные законы (евр. – хуккот) касаются преступлений, связанных с убийством человека, т.е. с нарушением Шестой заповеди. Фактически они предписывают смертную казнь тому, кто совершит такое преступление и, как мы знаем, не существует причины, по которой люди могут отменить это наказание. Только Сам Бог может простить человекоубийцу. Убийство – первое следствие грехопадения (Быт. 4:1-14) – оставляет на человеке неизгладимый след, некое клеймо, которое остается на человеке на всю жизнь (Быт. 4:15) и делает его полностью изолированным от окружающих (по мысли бытописателя никто не может убить Каина, т.е. Каин становится неуязвимым, т.е. недоступным ни общению, ни любви, которая эту уязвимость подразумевает). Заповеди об убийстве соответствует Первая заповедь, в которой имплицитно содержится запрет на убийство. Фраза «Я Господь Бог твой…» подразумевает, помимо всего прочего, и такое истолкование: «Я Тот, Кто дал жизнь как тебе, так и ближнему твоему», ибо Бог, сотворил человека по Своему образу и подобию, а значит в другом человеке жизнь неприкосновенна. В самом деле, если человек решается на преднамеренное убийство, то это означает, что для достижения своих целей ему необходимо взять жизнь другого человека. Очень важный момент, касающийся этого смертного греха – это законы о городах-убежищах для непреднамеренных убийц. В этих городах человек, непреднамеренно убивший другого, мог укрыться от мести родственников убитого и после смерти первосвященника имел право выйти из этого города и вновь вернуться к прежней жизни (Втор 21:13; Чис. 35:10-15). Но несмотря на то, что убийство было непреднамеренным, наказание все равно включало в себя как бы «временную смерть» убийцы для прежней жизни. Надо отметить, что здесь перечислено далеко не все, что касается Шестой заповеди, но и этого достаточно, чтобы увидеть, что исполнение ее в полноте подразумевает гораздо большее, чем просто воздержание от убийства. В НЗ эту заповедь можно было бы сформулировать как «сохрани жизнь». К убийству приравнивается также кража человека с целью продажи его в рабство. Существует достаточно широко признаваемое мнение, что заповедь «Не кради» относится именно к этому действию, а не к воровству собственности, о котором говорит собственно Десятая заповедь. Потеря членом народа Божьего личной свободы расценивалась как состояние близкое к смерти, т.к. раб мог быть принесен в жертву или его могли заставить участвовать в идолослужении, отсюда такое же наказание, как и за убийство. II. ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ Лев. 18:6-29 Никто ни к какой родственнице по плоти не должен приближаться с тем, чтобы открыть наготу. Я Господь. Наготы отца твоего и наготы матери твоей не открывай: она мать твоя, не открывай наготы ее. Наготы жены отца твоего не открывай: это нагота отца твоего. Наготы сестры твоей, дочери отца твоего или дочери матери твоей, родившейся в доме или вне дома, не открывай наготы их. Наготы дочери сына твоего или дочери дочери твоей, не открывай наготы их, ибо они твоя нагота. Наготы дочери жены отца твоего, родившейся от отца твоего, она сестра твоя [по отцу], не открывай наготы ее. Наготы сестры отца твоего не открывай, она единокровная отцу твоему. Наготы сестры матери твоей не открывай, ибо она единокровная матери твоей. Наготы брата отца твоего не открывай и к жене его не приближайся: она тетка твоя. Наготы невестки твоей не открывай: она жена сына твоего, не открывай наготы ее. Наготы жены брата твоего не открывай, это нагота брата твоего. Наготы жены и дочери ее не открывай; дочери сына ее и дочери дочери ее не бери, чтоб открыть наготу их, они единокровные ее; это беззаконие. Не бери жены вместе с сестрою ее, чтобы сделать ее соперницею, чтоб открыть наготу ее при ней, при жизни ее. И к жене во время очищения нечистот ее не приближайся, чтоб открыть наготу ее. И с женою ближнего твоего не ложись, чтобы излить семя и оскверниться с нею. Из детей твоих не отдавай на служение Молоху и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь. Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость. И ни с каким скотом не ложись, чтоб излить [семя] и оскверниться от него; и женщина не должна становиться пред скотом для совокупления с ним: это гнусно. Не оскверняйте себя ничем этим, ибо всем этим осквернили себя народы, которых Я прогоняю от вас: и осквернилась земля, и Я воззрел на беззаконие ее, и свергнула с себя земля живущих на ней. А вы соблюдайте постановления Мои и законы Мои и не делайте всех этих мерзостей, ни туземец, ни пришлец, живущий между вами, ибо все эти мерзости делали люди сей земли, что пред вами, и осквернилась земля; чтоб и вас не свергнула с себя земля, когда вы станете осквернять ее, как она свергнула народы, бывшие прежде вас; ибо если кто будет делать все эти мерзости, то души делающих это истреблены будут из народа своего. Лев. 20:10-13 Если кто будет прелюбодействовать с женой замужнею, если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего, – да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка. Кто ляжет с женою отца своего, тот открыл наготу отца своего: оба они да будут преданы смерти, кровь их на них. Если кто ляжет с невесткою своею, то оба они да будут преданы смерти: мерзость сделали они, кровь их на них.Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них. Лев. 20:15-18 Кто смесится со скотиною, того предать смерти, и скотину убейте. Если женщина пойдет к какой-нибудь скотине, чтобы совокупиться с нею, то убей женщину и скотину: да будут они преданы смерти, кровь их на них. Если кто возьмет сестру свою, дочь отца своего или дочь матери своей, и увидит наготу ее, и она увидит наготу его: это срам, да будут они истреблены пред глазами сынов народа своего; он открыл наготу сестры своей: грех свой понесет он. Если кто ляжет с женою во время болезни кровоочищения и откроет наготу ее, то он обнажил истечения ее, и она открыла течение кровей своих: оба они да будут истреблены из народа своего. Втор. 22:13-26 Если кто возьмет жену, и войдет к ней, и возненавидит ее, и будет возводить на нее порочные дела, и пустит о ней худую молву, и скажет: «я взял сию жену, и вошел к ней, и не нашел у нее девства», то отец отроковицы и мать ее пусть возьмут и вынесут признаки девства отроковицы к старейшинам города, к воротам; и отец отроковицы скажет старейшинам: дочь мою я отдал в жену сему человеку, и [ныне] он возненавидел ее, и вот, он взводит [на нее] порочные дела, говоря: «я не нашел у дочери твоей девства»; но вот признаки девства дочери моей. И расстелют одежду пред старейшинами города. Тогда старейшины того города пусть возьмут мужа и накажут его, и наложат на него сто сиклей серебра пени и отдадут отцу отроковицы за то, что он пустил худую молву о девице Израильской; она же пусть останется его женою, и он не может развестись с нею во всю жизнь свою. Если же сказанное будет истинно, и не найдется девства у отроковицы, то отроковицу пусть приведут к дверям. дома отца ее, и жители города ее побьют ее камнями до смерти, ибо она сделала срамное дело среди Израиля, блудодействовав в доме отца своего; и так истреби зло из среды себя. Если найден будет кто лежащий с женою замужнею, то должно предать смерти обоих: и мужчину, лежавшего с женщиною, и женщину; и так истреби зло от Израиля. Если будет молодая девица обручена мужу, и кто-нибудь встретится с нею в городе и ляжет с нею, то обоих их приведите к воротам того города, побейте их камнями до смерти: отроковицу за то, что она не кричала в городе, а мужчину за то, что он опорочил жену ближнего своего; и так истреби зло из среды себя. Если же кто в поле встретится с отроковицею обрученною и, схватив ее, ляжет с нею, то должно предать смерти только мужчину, лежавшего с нею, а отроковице ничего не делай; на отроковице нет преступления смертного: ибо это то же, как если бы кто восстал на ближнего своего и убил его. Исх. 22:19 Всякий скотоложник да будет предан смерти. Исх. 22:18 Ворожеи не оставляй в живых. Исх. 22:20 Приносящий жертву богам, кроме одного Господа, да будет истреблен. Лев. 17:10 Если кто из дома Израилева и из пришельцев, которые живут между вами, будет есть какую-нибудь кровь, то обращу лице Мое на душу того, кто будет есть кровь, и истреблю ее из народа ее. Лев. 20:2... Скажи сие сынам Израилевым: кто из сынов Израилевых и из пришельцев, живущих между Израильтянами, даст из детей своих Молоху, тот да будет предан смерти: народ земли да побьет его камнями. Лев. 20:6 И если какая душа обратится к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их, то Я обращу лице Мое на ту душу и истреблю ее из народа ее. Лев. 20:27 Мужчина ли или женщина, если будут они вызывать мертвых или волхвовать, да будут преданы смерти: камнями должно побить их, кровь их на них. Втор. 13:6-10 Если будет уговаривать тебя тайно брат твой, [сын отца твоего или] сын матери твоей, или сын твой, или дочь твоя, или жена на лоне твоем, или друг твой, который для тебя, как душа твоя, говоря: “пойдем и будем служить богам иным, которых не знал ты и отцы твои”, богам тех народов, которые вокруг тебя, близких к тебе или отдаленных от тебя, от одного края земли до другого, – то не соглашайся с ним и не слушай его; и да не пощадит его глаз твой, не жалей его и не прикрывай его, но убей его; твоя рука прежде всех должна быть на нем, чтоб убить его, а потом руки всего народа; побей его камнями до смерти, ибо он покушался отвратить тебя от Господа, Бога твоего, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Втор. 13:12-15 Если услышишь о каком-либо из городов твоих, которые Господь, Бог твой, дает тебе для жительства, что появились в нем нечестивые люди из среды тебя и соблазнили жителей города их, говоря: «пойдем и будем служить богам иным, которых вы не знали», – то ты разыщи, исследуй и хорошо расспроси; и если это точная правда, что случилась мерзость сия среди тебя, порази жителей того города острием меча... Втор. 13:1-5 Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: «пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им», – то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей; Господу, Богу вашему, последуйте и Его бойтесь, заповеди Его соблюдайте и гласа Его слушайте, и Ему служите, и к Нему прилепляйтесь; а пророка того или сновидца того должно предать смерти за то, что он уговаривал вас отступить от Господа, Бога вашего, выведшего вас из земли Египетской и избавившего тебя из дома рабства, желая совратить тебя с пути, по которому заповедал тебе идти Господь, Бог твой; и так истреби зло из среды себя. Втор. 18:20... Но пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти. Комментарий Заповедь о прелюбодеянии традиционно сопоставляют с Второй заповедью. Т.е. прелюбодеяние по своей сути есть определенная форма идолослужения. Для пророческих текстов характерно сравнение израильского народа с блудницей, или неверной женой, изменяющей своему законному супругу. Во Второй заповеди Бог назван Ревнителем (Эль кана), а во множестве библейских текстов идолопоклонник называется прелюбодеем. Если внимательно читать текст Исхода, то можно заметить, что прямо от разъяснения законов о воровстве Закон переходит к постановлениям связанным с Седьмой заповедью (Исх. 22:16-17 – законы о совращенной девице). Эти разъяснения, в первую очередь, включают грозные предостережения против магии (22:18). Слова ЛО ТЕХАЙЕ можно понимать не только как «не оставляй в живых», но и как «не оживляй», что может указывать на то, что подобные практики хотя и были в обиходе в израильской среде (вспомним Аэндорскую волшебницу и Саула), но с момента заключения Завета осуждались не только сами практикующие, но и обращающиеся к ним за помощью. Как продолжение запрета черной магии являются следующие два стиха (Исх. 22:19-20), соединяющие скотоложство и идолослужение, что обусловлено характером некоторых эротических хананейских культов, в которых различные животные олицетворяли тех или иных богов хананейского пантеона (ср. Иез. 23:20), более подробно этот запрет представлен в Лев. 18:30. Из этих кратких наблюдений можно сделать выводы, что, будучи формой идолослужения, прелюбодеяние (и любые формы разврата) ставит человека в глубоко зависимое положение от стихий (богов) мира сего и, в конечном итоге, обманывает его, т.к. человек, будучи сотворенным по образу бесконечного Бога, не может насытиться ничем конечным (тварным). Такое устройство человека приводит любого идолослужителя к созерцанию пустоты внутри (а подчас и вокруг) себя и к последнему отчаянию, соотносимому со смертью внутреннего человека. III. НЕПОЧИТАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ И СТАРШИХ Исх. 21:15 Кто ударит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти. Исх. 21:17 Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти. Лев. 20:9 Кто будет злословить отца своего или мать свою, тот да будет предан смерти; отца своего и мать свою он злословил: кровь его на нем. Втор. 17:12 А кто поступит так дерзко, что не послушает священника, стоящего там на служении пред Господом, Богом твоим, или судьи, [который будет в те дни], тот должен умереть, – и так истреби зло от Израиля. Втор. 21:18-21 Если у кого будет сын буйный и непокорный, неповинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их: то отец его и мать его пусть возьмут его и приведут его к старейшинам города своего и к воротам своего местопребывания, и скажут старейшинам города своего: “сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница”; тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти; и так истреби зло из среды себя, и все Израильтяне услышат, и убоятся. Комментарий Заповедь о почитании родителей включает в себя весьма конкретные действия, которые должен совершить человек. Необходимо материально поддерживать родителей в старости, нельзя распускать про них порочащих слухов и открывать их тайные недостатки, после их смерти человек обязан достойно похоронить их. Благочестивый иудей должен еще подчиняться всем советам отца, которые касаются обучения, если они не противоречат установлениям Закона. IV. НЕСОБЛЮДЕНИЕ СУББОТЫ И ПРАЗДНИКОВ Исх. 12:15 Семь дней ешьте пресный хлеб; с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших, ибо кто будет есть квасное с первого дня до седьмого дня, душа та истреблена будет из среды Израиля. Исх. 12:19... Семь дней не должно быть закваски в домах ваших, ибо кто будет есть квасное, душа та истреблена будет из общества [сынов] Израилевых, пришлец ли то, или природный житель земли той. Исх. 31:14 И соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти; кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего. Исх. 31:15... Шесть дней пусть делают дела, а в седьмой – суббота покоя, посвященная Господу: всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти. Лев. 23:26-30 И сказал Господь Моисею, говоря: также в девятый [день] седьмого месяца сего, день очищения, да будет у вас священное собрание; смиряйте души ваши и приносите жертву Господу; никакого дела не делайте в день сей, ибо это день очищения, дабы очистить вас пред лицем Господа, Бога вашего; а всякая душа, которая не смирит себя в этот день, истребится из народа своего; и если какая душа будет делать какое-нибудь дело в день сей, Я истреблю ту душу из народа ее. Чис. 15:32-36 Когда сыны Израилевы были в пустыне, нашли человека, собиравшего дрова в день субботы; и привели его нашедшие его собирающим дрова к Моисею и Аарону и ко всему обществу; и посадили его под стражу, потому что не было еще определено, что должно с ним сделать. И сказал Господь Моисею: должен умереть человек сей; пусть побьет его камнями все общество вне стана. И вывело его все общество вон из стана, и побили его камнями, и он умер, как повелел Господь Моисею. Комментарий Заповедь о соблюдении субботы является знамением Синайского завета, как радуга – знамение завета с Ноем, а обрезание – завета с Авраамом. По этой причине соблюдение субботы является одним из важнейших законов иудаизма. Субботу в традиции называют «Царица Суббота» и соблюдение ее обязательно всегда, кроме случаев связанных с угрозой жизни, таких как война, нападение разбойников, смертельное заболевание и т.п. Что же можно делать в субботу, т.к. слово «соблюдай» подразумевает активное действие? В субботу вспоминается творение и соответственно осмысляется место и значение человека в Творении. Труд (евр. МЕЛАХА) которому порабощен человек отступает и человеку возвращается свобода и, как наивысшее воплощение свободы, праздник. Помимо этого, суббота является и воспоминанием об исходе из Египта (ср. Втор. 5:15) и, хотя этого акцента нет в первоначальной формулировке, трактовка Второзакония придает этой заповеди ярко выраженный богослужебный смысл. Не стоит отождествлять иудейскую субботу с христианским воскресением, которое празднуется в первый день недели и является развитием и раскрытием субботнего празднования (т.н. богословие восьмого дня). В этот день принято изучать Тору и совершать особую трапезу – Седер, на которой преломляется хлеб и выпивается благословленное вино. Этот день освящает само время и несоблюдение субботы означало выпадение человека из категории времени, в котором живет народ Божий, а значит и из жизни. В субботу прекращается всякое дело, нет места покаянию. В некоторых раввинистических текстах сказано, что Мессия придёт в субботу и Царство Его – Царство вечной субботы. Суббота – день, когда восстанавливаются истинные отношения с Богом, когда человек может всем своим существом исполнить 1-ю заповедь. V. КОЩУНСТВО Чис. 1:51... И когда надобно переносить скинию, пусть поднимают ее левиты, и когда надобно остановиться скинии, пусть ставят ее левиты; а если приступит кто посторонний, предан будет смерти. Чис. 3:10 Аарону же и сынам его поручи [скинию откровения], чтобы они наблюдали священническую должность свою [и все, что при жертвеннике и за завесою]; а если приступит кто посторонний, предан будет смерти. Чис. 3:38 А с передней стороны скинии, к востоку пред скиниею собрания, должны ставить стан Моисей и Аарон и сыны его, которым вверено хранение святилища за сынов Израилевых; а если приступит кто посторонний, предан будет смерти. Чис. 18:7... И ты и сыны твои с тобою наблюдайте священство ваше во всем, что принадлежит жертвеннику и что внутри за завесою, и служите; вам даю Я в дар службу священства, а посторонний, приступивший, предан будет смерти. Комментарий Кощунство, как нечувствие святыни, связано с нарушением Первой заповеди и является не просто пассивным состоянием незнания или непонимания святыни, а активным действием осквернения, т.е. сознательным разрушением сообщества, что в ВЗ могло быть преодолено только через уничтожение источника этих действий. VI. БОГОХУЛЬСТВО Лев. 24:15-16... И сынам Израилевым скажи: кто будет злословить Бога своего, тот понесет грех свой и хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество: пришлец ли, туземец ли станет хулить имя [Господне], предан будет смерти. Комментарий Третья заповедь, раскрывающаяся в том числе и в применении к богохульникам, является закономерной реакцией на то, что человек произносящий такие слова живет в совершенно другом мире, нежели тот, в котором существует понятие Завета и отношений с Богом. Сознательная хула на Бога есть не только добровольное выведение себя из сообщества, но и последовательное превращение себя в Противоречащего (евр. САТАН). В НЗ богохульство обретает форму отвержения Духа Божьего (хула на Духа).
Восемь смертных грехов и борьба с ними Аскетика для современных мирян
священник Павел Гумеров См.также: АУДИО. Аскетика для современных мирян Содержание
  • Статья 1. Нужна ли современному мирянину аскетика? Страсти и страдания
  • Статья 2. Покаяние – основа духовной жизни
  • Статья 3. Борьба с помыслами
  • Статья 4. О вреде некоторых источников информации
  • Статья 5. Чревообъедение
  • Статья 6. Любодеяние
  • Статья 7. Сребролюбие
  • Статья 8. Гнев
  • Статья 9. Печаль
  • Статья 10. Уныние
  • Статья 11. Тщеславие
  • Статья 12. Гордыня

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: