Близость к Ветхому Завету

Другая характерная черта кирилло–мефодиевской традиции — близость к ветхозаветному элементу, который являлся характерной чертой раннехристианской Церкви.

В последней трети X в. в Западной Болгарии появляется целый ряд деятелей, противостоявших византийской экспансии, с характерными библейскими именами (Аарон, Давид, Моисей, Самуил). Разумеется, нельзя преувеличивать значение этого факта. Однако он мог отражать использование ветхозаветного материала в идеологии и стремление славянского государства утвердить свою независимость от Константинополя.

В Житии Кирилла и Мефодия прослеживается влияние Иоанна Иерусалимского, который был одним из немногих богословов своего времени, относившихся лояльно к иудео–христианскому взгляду на Писание. [204] Ему, жившему в IV в., был чужд дух антисемитизма и неприятия ветхозаветных Писаний. Его богословие было посвящено раскрытию типологических образов Ветхого Завета, осуществившихся в Новом Завете.Иоанн проявлял интерес и к этической стороне Ветхого Завета, и к тому, что христиане часто обходили стороной. Например, он обращался к толкованию иудейского праздника Йом Киппур (День примирения). Содержание Жития Кирилла во многом напоминает известия о деятельности самого Иоанна Иерусалимского. Традиция Иоанна Иерусалимского часто обращаться к ветхозаветным текстам, воспринятая Кириллом и Мефодием, позже будет являться отличительной чертой целого ряда русских диссидентов, противопоставлявших себя Византийской традиции[205].

Повесть Временных Лет описывает события принятия Русью христианства, как бы рассматривая их через призму ветхозаветней традиции. Основание Десятинной Церкви рассматривается в сравнении с постройкой и освящением иудейского храма, князь Владимир сравнивается с Соломоном (с. 56–57.ПВЛ.=3Ц. 11).[206] Совпадает последовательность мотивов в строительстве храма призвание мастеров «от греков» и «из Тира». Строительство на горе, украшение утварью, 7 лет строительства, молитва Владимира (соответствует 79 псалму в Библии). При освящении храма Владимир «створи праздник велик в тот день болярам и старцем градским, и убогим роздал имения много» (ПВЛ. С. 56), это описание схоже с описанием в 3 книге Царств, 8.6,5,главах.

«Тот факт, что Мелхиседек – первый праведный царь и священник, проясняет роль Настаса Корсунянина (ведь Владимир не был иереем). Он – первый иерей русской христианской церкви, он крестит Владимира, хотя в источниках приписываемые ему хозяйские качества явно превосходят иерейские. Впрочем, экономическое обеспечение церкви должно было сопутствовать, и даже предшествовать ее созданию.[207]

Лингвистический анализ текста летописи позволяет установить аналогию с библейским и славянским текстами: лингвистически славянский и библейский языки очень похожи по стилю, так как славянский письменный язык был создан Кириллом для перевода священных книг.[208]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: