Послания архиепископа Геннадия (Гонозова) и связанные с ними источники

1. 1487 – Послание архиепископа Геннадия епископу Прохору Сарскому [18]. Это послание сохранилось в нескольких рукописях. В данном исследовании будет использован манускрипт GPB, Q. XVII. р. 64. Этот манускрипт изучался Федором Толстым[19] и Ильей Хрущевым[20] и опубликован Казаковой и Лурье в приложении к их книге[21].

2. Январь 1488 – Послание архиепископа Геннадия епископу Нифонту Суздальскому [22]. Этот манускрипт был опубликован в сборнике Клибанова Реформационные движения в России (в дальнейшем – РДР) [23].

3. Февраль 1489 – Послание архиепископа Геннадия Новгородского Иоасафу, бывшему епископу Ростовскому [24]. Этот манускрипт был опубликован в РДР [25].

4. Октябрь 1490 – Послание архиепископа Геннадия Зосиме, митрополиту Московскому [26]. Этот манускрипт был опубликован в РДР [27].

5. Октябрь 1490 – Послание архиепископа Геннадия Новгородского собору епископов [28]. Этот манускрипт был опубликован в РДР [29].

6. После 1 сентября 1492 – Послание архиепископа Геннадия Новгородского неизвестному [30]. Этот манускрипт был опубликован в РДР [31].

Другой документ, который должен быть исследован в связи с посланиями архиепископа Геннадия – это Грамота великого князя Ивана III и митрополита Геронтия архиепископу Геннадию Новгородскому [32]. Этот манускрипт был опубликован в РДР [33].

Писания Иосифа Санина (Волоцкого)

Еще ряд произведений был написан Иосифом Саниным (Волоцким), который являлся наиболее плодовитым оппонентом новгородско–московского движения. Его послания против русских диссидентов с 1479 до 1503 гг. формируют основную часть его книги Просветитель [34]. Текст Просветителя будет проанализирован в данном исследовании с использованиемисторико–критического метода.

Покаяние еретика Дениса

Короткая рукопись под названием Покаяние, написанная новгородским еретиком Денисом, также сохранилась[35]. Этот манускрипт был опубликован в РДР [36].

Соборный приговор 1490 г.

Другое важное собрание антиеретических писаний – это официальный материал Собора 1490 года, или Приговор [37]. Этот манускрипт изучался Сергеем Долговым[38].

Воскресенская летопись 1492 г.

Воскресенская летопись 1492 года представляет очередной ряд обвинений против жидовствующих[39].

Письмо инока Саввы

Письмо инока Саввы в основном состоит из цитат отцов церкви и собственного понимания Саввой иудаизма[40]. В своем анализе этого документа Белокуров оценивает источники, которые в нем встречаются[41].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: