Полемическая литература: Архиепископ Геннадий Гонозов, Иосиф Санин и другие источники
Данная глава рассматривает обвинения, выдвинутые против новгородско–московского движения его первыми двумя оппонентами — архиепископом Геннадием Гонозовым и Иосифом Саниным, а также их менее известными современниками.
Архиепископ Геннадий и обвинения в жидовстве
Первые обвинения в жидовстве исходили от Геннадия, архиепископа Новгородского и «открывателя» движения русских диссидентов. В частности, послание Геннадия епископу Прохору Сарскому (1487) является одним из первых сохранившихся документов, написанных против «еретиков»[175]. Данное письмо включало фактически все обвинения архиепископа Геннадия против субботников, а также давало намеки на «жидовский» характер этого движения.
В этом послании Гонозов жалуется на еретиков, «хулою возносящихся на Господа нашего Иисуса Христа и обезчестивших образ пречистыя владычица нашея богородица новгородскых еретиков жидовская мудрствующих»[176]. Это, возможно, самое первое упоминание термина «жидовствующие» в связи с новгородскими диссидентами. За этим следовали обвинения в марселлианизме и мессалианизме.
Архиепископ Геннадий в том же документе утверждал, что еретики «молились по–жидовски» и что он посылает тетрадь с Псалмами жидовствующих митрополиту.
Другая фраза, касающаяся «жидовства» в данном письме, относится к тем еретикам, которые соблюдают Десять Заповедей. Тем самым они, якобы, «смущают народ».
В заключение, Геннадий, конкретизируя разногласие раскольников по поводу даты Второго пришествия Христа, еще раз сравнивает их с иудеями.