Эллинский летописец и обвинения в отклонении от христианства

На странице 233 Черный отмечает словом зри историю Иакова, брата Господня. Поскольку православная традиция настаивает на том, что у Иисуса были только сводные братья, пометка Черного может отражать попытку четко представить, что у Иисуса был брат по крови. Для предвзятого критика этот эпизод может показаться как приравнивающий Иисуса к обыкновенному человеку. Кроме того, церковное прославление целибата, общепринятое в средневековой русской православной традиции, также могло быть поставлено под сомнение этой заметкой – если у Иакова была та же мать, что и у Иисуса, следовательно, Мария не оставалась все время девственницей.

Клибанов видит еще один возможный разрыв с ортодоксией в том, что Черный никак не выражает своего отношение к истории о деятельности Петра Белильника. В одной из позднейших редакций Эллинского летописца эта история снабжена следующим кратким комментарием: «От Петра Белилника пръвое быс миро освящати в церкви и на богоявление устави богородицю именовати повеле в службе и верую во единого Бога на обедни»[379]. Этот комментарий не принадлежал Черному. Как справедливо отмечает Клибанов, Черный не выступает с осуждением ереси Евтихия. Вместе с другими евтихианцами Петр Кнафей (иное имя Петра Белильника) верил, что Христос обладал только божественной природой[380]. Из этого Клибанов делает вывод, что Черный симпатизировал евтихианству. Мы вернемся к рассмотрению этого вопроса несколько позднее.

Библейский сборник

Другой книгой, переписанной Черным, является Библейский сборник [381]. Все пометки, сделанные Иваном Черным на полях этого манускрипта, приведены в РДР вместе с отрывками из самого манускрипта[382].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: