Источники содержания иерархии

Источниками содержатся митрополита и епископов служили:

1) десятина из княжеских доходов и имения, какую давал, например, святой Владимир своей Десятинной церкви;

2) весовые пошлины с торговых мер и весов, наблюдение за которыми уставом Владимира дано святителям;

3) судные пошлины — за производство Церковью суда;

4) ставленые пошлины — со ставленников за расходы при поставлении их в клир;

5) недвижимые имения: митрополит, например, имел во владении несколько городов с волостями и селами.

§ 11. Низшее духовенство, порядок его избрания

и средства его содержания

Низшее духовенство, непосредственно связанное со своими приходскими общинами и жившее одной жизнью с народом, имело поло-жение менее привилегированное и обеспеченное, чем высшее. Свиде-тельств о положении его за описываемое время сохранилось очень мало.

Первоначально оно в большинстве своем было также нерусское, как и высшее духовенство; если и были в Киеве священники до Владимира, то их было, вероятно, немного. Несколько духовных лиц пришло с Владимиром из Корсуня и с царицей Анной из Константинополя, многие были присланы из Болгарии. Вскоре первое грамотное поколение русских людей из школ, заведенных святым Владимиром, дало своих пастырей для народа. Однако члены приходских причтов очень рано оказались на выборном положении, потому что епархиальная власть не имела под рукой своих собственных кандидатов в священство и по необходимости должна была ставить на церковные места тех грамотных лиц, каких представляли сами городские общины, владельцы сел и князья. В 1228 году патриарх Герман написал грамоту митрополиту КиприануI, из которой видно, что влияние светских лиц на избрание членов клира успело уже дойти до злоупотребления. Так, например, некоторые господа обучали грамоте своих рабов, потом приводили их к архиереям для поставления во священство, не освободив их от рабства, и после спекулировали их саном, пользуясь их доходами.

Содержание свое приходское духовенство получало, главным образом, от доходов с треб. Церкви же княжеской постройки, особенно соборы, получали определенное содержание от князей.


Глава III

УЧЕНИЕ И ДУХОВНОЕ Просвещение


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: