МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Ижевский государственный технический университет»
(ФГБОУ ВПО «ИжГТУ имени М.Т. Калашникова»)
Кафедра «Строительные и дорожные машины»
Баранчик В.П., Тимиров И.А.
Методические указания
К лабораторно-практическим занятиям
По курсам «Строительные машины» и
«Механизация и автоматизация строительного производства»
Ижевск-2012
Лабораторно-практическое занятие № 2
ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ПРИВОД:
Определение параметров автомобильного гидравлического подъёмника
Общие методические указания
Автогидроподъемники, или как еще их называют – автовышки, предназначены для подъема людей и материалов на высоту до 18-36 метров во время строительных и ремонтных работ. Они устанавливаются на шасси грузового автомобиля и работают на основе гидро- и электросистемы. По принципу работы стрелы автогидроподъемники делятся на два типа – коленные и телескопические. Поскольку люди на автогидроподъемниках работают на высоте, к безопасности работы составных частей автовышек предъявляют высокие требования.
|
|
Коленчатые автогидроподъемники получили широкое распространение в строительной индустрии. Они просты и по конструкции, и в управлении, и относительно недороги. При выборе автогидроподъемника ориентируются в первую очередь на зону обслуживания, например высоту рабочей зоны. В коленчатых автогидроподъемниках существует небольшое ограничение – из-за выступающего вверх сочленения первого и второго колена, при наличии «потолка» в виде провода или перетяжки, автогидроподъемник не сможет работать на максимально возможной высоте.
Двух- или трехколенчатая конструкция практически ничем не отличаются друг от друга по удобству, однако последняя дает возможность захода люльки на крышу.
Подъёмники с гидравлическим приводом на автомобилях, тракторах и на спецшасси применяют для производства наружных ремонтных работ с частой переменой места и выполнения некоторых монтажных работ на высоте. Они имеют двух- или трёхколенную стрелу с рычажной системой, образующей параллелограмм и обеспечивающей большие радиусы, высоту и постоянное горизонтальное положение люльки, независимо от положения колен стрелы (Рис. 1, а,б). Транспортная скорость машины – 50 км/час.
Коленчато-рычажная система рабочего оборудования смонтирована на поворотной платформе 5, установленной (с использованием опорно-поворотной платформы кранового типа) на автомобиле, тракторе или на специальном шасси. Неповоротная рама оборудована выносными опорами кранового типа. Подъём и горизонтальное перемещение люльки осуществляется гидроцилиндрами колен стрелы. Наибольшее горизонтальное перемещение люльки приходится примерно на половину высоты подъёма, с соответствующим уменьшением до 2-4 м в крайних нижнем и верхнем положениях (Рис. 1,в). Предусмотрена возможность небольшого опускания люльки ниже уровня стоянки машины. Грузоподъёмность 250 – 350 кг, высота подъёма – до 36 м, наибольший вылет – от 9 до 15 м.
|
|
Подъёмники оборудованы двумя гидросистемами: высокого (10-14 МПа) и низкого давления. Первая используется для привода механизмов, а вторая – для связи пультов управления. Привод механизмов – от коробки отбора мощности двигателя автомобиля. Управление осуществляется с нижнего (на платформе) или с верхнего (в люльке) пульта. В связи с подъёмом людей, подъёмники снабжены системами безопасности: аварийной остановки двигателя; спуска людей при отказе гидросистемы; контроля горизонтальности люльки; предотвращения включения гидроцилиндров при отсутствии гидроопор.
Рис. 1. Рычажный гидроподъёмник (автоподъёмник):
а) общий вид; б) рычажная система; в) обслуживаемая зона;
1, 3, 4 – вспомогательные рычаги, образующие параллелограмм, 2 - площадка для рабочих с материалами, 5 – поворотная платформа.
Данное занятие проводится с целью закрепления знаний студентов по разделам «Гидравлический привод» и «Грузоподъемные машины», приобретения навыков расчета параметров машин с гидравлическим приводом: кранов, подъёмников, погрузчиков, экскаваторов и т.д.
Проведению занятия должно предшествовать изучение студентами общего устройства и принципа действия основных элементов гидропривода: гидронасосов, гидроцилиндров, гидромоторов, гидрораспределителей и клапанов, по конспектам лекций, рекомендованной литературе, плакатам и натурным образцам гидроагрегатов.
Исходные данные для расчета механизма студенты находят в таблице заданий по названному преподавателем варианту. В последующем, по указанной в настоящей разработке методике, студенты выполняют следующее:
1. Рассчитывают:
· Давление и усилия в гидроцилиндрах, в гидромоторе и гидронасосе;
· Скорости подъёма люльки, выдвижения колен стрелы и вращения платформы;
· Мощность на элементах рабочего оборудования и на валу двигателя;
2. Выполняют кинематическую схему автоподъёмника по числовым величинам, полученным расчетным путем, и взятым из таблицы заданий фактическим значениям параметров.
Для облегчения работы студентов последовательность выполнения расчетов и методика анализа результатов поясняются на конкретном примере.
Занятие рассчитано на четыре аудиторных часа. Окончательное чистовое оформление расчетов и схемы студенты выполняют дома самостоятельно. Завершенную работу сдают преподавателю до срока выполнения следующей лабораторной работы.
Принимая задание, преподаватель проверяет правильность расчетов, анализа результатов, задает вопросы и проверяет усвоение студентами материала по рассматриваемому разделу курса.
Рис. 2. Кинематическая схема автоподъёмника с гидравлическим приводом
типа АГП
Таблица 1