Накопление рациональных биологических знаний в античности

В накоплении биологических знаний большую роль сыграла пифагорейская школа. К ней относился Алкмеон Кротонский (конец VI - начало V в до н.э.), которого считают основоположником античной анатомии и физиологии. Он первый начал анатомировать трупы животных в научных целях. Алкмеон признал мозг средоточием ощущений и мышления, уяснил роль нервов, идущих от органов чувств (глаз, ушей) к мозгу. Предложил теорию ощущений, считал, что условием нормального функционирования организма является равновесие заключенных в нем «сил» - влажного и сухого, теплого и холодного, горького и сладкого и т.д.

С именем Гиппократа (ок. 460 – 377 до н.э.) связан, тот период развития биологии, когда медико-биологические знания начали отделяться от религии, магии и мистицизма. Гиппократ развивает идею о естественных причинах болезней. К таким причинам он относит: 1) факторы внешней среды, 2) возраст больного, 3) образ жизни, 4) наследственность 5) темперамент. Важнейший принцип гиппократиков состоял в том, что надо лечить не болезнь, а больного, поэтому все назначения должны быть строго индивидуальны. Гиппократ считал, что основу жизни составляют четыре «жидкости тела» - кровь, слизь, желчь желтая и желчь черная. Отсюда и четыре типа темперамента людей – сангвиники, флегматики, холерики и меланхолики.

Свод Гиппократа сложился в Косской медицинской школе. Из этой школы вышли, пользовавшиеся известностью и славой Праксагор и его ученик Герофил, который считался величайшим греческим врачом.

Герофил (первая половина III в. до н.э.) изучал строение и функционирование нервной системы, провел четкое различие между артериями и венами и пришел к правильному заключению, что артерии получают кровь от сердца. Герофил впервые оценил диагностическое значение пульса, хотя связывал его с механизмом дыхания. Дал подробное описание анатомии глаза, печени. Провел сопоставительное изучение устройства человека и животных. Внес существенный вклад в разработку анатомической терминологии.

Эразистрат (ок. II в. до н.э.) считал, что каждый орган является системой, состоящей из трех элементов – вен, артерий и нервов. В то время считали, что нервы имеют вид трубок и что в их полости циркулирует некоторое вещество, гипотетический нервный флюид, подобно тому как кровь циркулирует в артериях и венах. Эразистрат установил различие между большим и малым мозгом (мозжечком). Он обратил внимание на извилины мозга человека и животных и связал их большую сложность у человека с его более развитым интеллектом. Подобно Герофилу, Эразистрат производил вскрытие человеческих трупов, делал живосечения на преступниках.

Теофраст (370 – 285 до н.э.) – ученик Аристотеля. Наибольшее значение для биологии имеет труд «История растений». Описал лечебные свойства растений, способ их собирания и применения, сообщил также некоторые данные о строении и размножении растений. Впервые ввел термины – плод, околоплодник и сердцевина. Различал следующие способы размножения растений: самопроизвольное зарождение, зарождение от семян, от корня, ствола и черенка. Теофраст описал прорастание семян разных видов растений, отметил места закладки в семени корня и стебля, обнаружил различия между однодольными (злаками) и двудольными (бобовыми) растениями. Говорил о растениях мужского и женского пола.

Диоскорид Педаний (I в. н.э.) врач, автор сочинения «О лекарственных средствах», в котором дано описание всех известных в античный период лекарственных средств, наибольшее внимание уделялось веществам растительного происхождения. Описал около 600 растений и сгруппировал их по некоторым морфологическим признакам, указал места произрастания и распространения многих из них, привел синонимику названий этих растений на разных языках. Описал масла, жиры, красители и яды органического происхождения. Его сочинение оказало большое влияние на развитие ботаники последующих веков.

Колумелла - Луций Юний Модерат (I в. н.э.) древнеримский писатель и агроном. Его труд «О сельском хозяйстве» представляет собой энциклопедический обзор античного сельского хозяйства. Анализирует собственные наблюдения и дает практические советы. Освещены вопросы плодоводства (виноградарства), декоративного садоводства, животноводства, упомянуто около 400 видов растений. Подчеркивается, что при правильной обработке почвы плодородие ее неисчерпаемо.

Плиний старший (23 – 79 н.э.) автор труда «Естественная история». Все 37 книг этого труда сохранились до нашего времени, и представляют собой энциклопедию всевозможных знаний о природе, накопленных античной наукой. В этом труде приведены сведения по астрономии, физической географии, метеорологии, этнографии, антропологии, зоологии, ботанике, сельскому и лесному хозяйству, медицине, минералогии, металлургии и т.д. «Естественная история» получила широкое распространение в последующее время и на протяжении тысячи лет служила главным источником сведений о природе.

После Плиния можно указать только одного выдающегося биолога-исследователя античного времени, имя которого прочно вошло в историю медицины и биологии.

Гален Клавдий (130 – 200 н.э.) – врач и естествоиспытатель, автор более 400 научных трактатов, из которых сохранилось в переводах на сирийский и арабский языки около 100. Собрал и классифицировал сведения по медицине, анатомии, физиологии и фармакологии, накопленные античной наукой. Производил вивисекции на обезьянах. Описал четверохолмие, блуждающий нерв, семь пар черепно-мозговых нервов, строение и функции пищеварительного тракта и дыхательных путей. Экспериментально доказал, что головной и спинной мозг (а не сердце, как считали до этого) является «средоточием движения, чувствительности и душевной деятельности». Создал первую в истории науки концепцию о движении крови, согласно которой центром кровообращения является печень. Развил учение о темпераменте. Изучал особенности пульса. Заложил основы рационального питания. Гален закладывал предпосылки научного экспериментального метода в биологии и физиологии.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие существовали объяснения происхождения живого в Античности?

2. В чем прослеживается схожесть взглядов Эмпедокла и Дарвина?

3. Какой вклад внес Аристотель в развитие биологических знаний?

4. Кто и когда создал первую классификацию животных наиболее приближенную к современной?

5. Что значит «лестница природы», «лестница существ»? Кем предложено это понятие и какую роль сыграло учение о «лестнице природы»?

6. Кто из исследователей Античности внес вклад в развитие медико-биологических знаний?

7. Кто считается основоположником античной анатомии и физиологии?

8. Кто впервые предложил разделение людей по типу темперамента и выявил естественные причины болезней?

9. Какие натурфилософы Античности внесли наибольший вклад в развитие ботанических знаний?

10. Кто является автором труда «Естественная история», какую информацию содержал данный труд, и какое значение он имел для развития биологических знаний?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: