ЦЕЛЬ: Ознакомление с порядком применения и интерпретации средств диагностики умственного развития (на материале ШТУР).
Школьный тест умственного развития разработан группой специалистов Психологического института РАО под руководством К. М. Гуревича. В его основе лежит концепция социально-психологического норматива - комплекса требований, предъявляемых обществом ко всем своим членам, и воплощённом, в частности, в школьных общеобразовательных программах. Поэтому в задания ШТУР включены понятия не только общекультурного и социального содержания, но и те, которые подлежат усвоению в рамках учебных предметов гуманитарного, математического и естественнонаучного блоков. Тест состоит из 6-ти субтестов: 1 и 2 - на общую осведомленность, 3 - на установление аналогий, 4 - на классификацию, 5 - на обобщение и 6 - на установление закономерностей в числовых рядах.
ШТУР предназначен для диагностики умственного развития учащихся 7-9 классов. Его применение позволяет решать следующие задачи:
|
|
- анализ успешности развития по мере перехода из класса в класс;
- сравнение эффективности различных программ и методик обучения;
- оценка эффективности работы отдельных педагогов и педколлективов;
- отбор в спецклассы и спецшколы;
- установление причин школьной неуспеваемости;
- выявление учащихся, нуждающихся в индивидуальных программах обучения.
Тест имеет две эквивалентные формы: А и Б. Ниже приводится форма А.
Процедура проведения теста. Общая инструкция испытуемым дается экспериментатором в устной форме. Для этого он обращается к ним со следующими словами: «Сейчас вам будут предложены задания, которые предназначены для выявления вашего умения рассуждать, сравнивать предметы и явления окружающего мира, находить в них общее и различное.
Вы будете выполнять разные наборы заданий. Перед началом предъявления каждого набора заданий дается описание этого типа заданий и на примерах объясняется способ их решения.
На выполнение каждого набора заданий отводится ограниченное время. Начинать и заканчивать работу вы будете по команде. Не задерживайтесь слишком долго на решении одного задания! Старайтесь работать быстро и без ошибок».
После прочтения этой инструкции экспериментатор раздает бланки и просит заполнить в них графы, в которых должны содержаться сведения об испытуемом: фамилия, дата проведения эксперимента, возраст, класс, школа. После заполнения учащимися этих граф, экспериментатор зачитывает инструкцию первого субтеста и разбирает примеры. Объяснения продолжаются до тех пор, пока всем испытуемым не будет все окончательно ясно. Затем экспериментатор предлагает приступить к выполнению заданий первого субтеста, засекает время.
|
|
По истечении времени, отведенного на выполнение первого субтеста, экспериментатор прерывает работу испытуемых, предлагая положить ручки и карандаши на стол, начинает читать инструкцию к следующему субтесту.
Время на проведение субтестов:
«Осведомленность I» 20 заданий 8 минут.
«Осведомленность 2» 20 заданий 4 минуты.
«Аналогии» 25 заданий 10 минут.
«Классификация» 20 заданий 7 минут.
«Обобщение» 19 заданий 8 минут.
«Числовые ряды» 15 заданий 7 минут.