Гербы городов Тверского края

Тверь. Утвержден 10 октября 1780 г. Описание герба: "В красном поле, на зеленой подушке, золотая корона".

В XVII веке тверская эмблема представляла собой "стул без спинки, на нем корона". В 1666 году по заказу царя Алексея Михайловича в Оружейной Палате было изготовлено Большое Государственное гербовое знамя, на котором среди прочих помещено изображение: "престол без степени, на престоле лежит венец царский". Известен и автор тверской эмблемы - Станислав Лопуцкий, "живописного дела мастер". Вместе с учениками Ивашкой Безминым и Дорошкой Ермолиным он и нарисовал тверскую эмблему.

В 1672 году в России был составлен первый русский гербовник - "Титулярник" с портретами правителей и гербами разных царств и земель. Большое место в "Титулярнике" занимали эмблемы и печати русских владений. Тверская эмблема описана как "стул без спинки, на нем два хлеба, сверху корона с крестом: "Тверъский". Писали тверской герб золотописцы Оружейной Палаты Григорий Благушин, Федор Лопов, Матвей Андреев.

Тремя годами спустя, в 1675 году тверская эмблема появляется на золотой тарелке царя Алексея Михайловича, представляя собой "стул с короной: печать тверская". Этот рисунок и герб "Титулярника" заметно отличаются от варианта 1666 года. Сохраняя верность основной идее - трону и короне, художественные достоинства и авторство эмблем различные. Известно, что с 1667 года место живописных дел мастера в Оружейной Палате занял Данила Вухтерс, который по собственному признанию "Станислава Лопуцкого живописного дела знает лучше". С этого времени тверская эмблема стала "канонической" для последующих изображений вплоть до начала XVIII века. Именно такой, как в "Титулярнике", она представлена на рисунке печати из дневника иноземца И.Г. Корба.

Изображение короны на тверской эмблеме указывало на то, что русское государство состоит из бывших "венценосных" земель, равных королевствам на Западе. Еще в начале XIV века Великий князь Михаил Ярославич Тверской назывался самодержцем, царем всея Руси, и первым на Руси надел царский венец.Стул (трон) на эмблеме символизировал не только место для сидения, но и воспринимался как "стол", как "владение" и "княжество". Несколько иной характер тверская эмблема приобретает в начале XVIII века в процессе создания собственно городских гербов. Их появление связано с целым рядом нововведений Петра 1. Российский реформатор придавал большое значение различным эмблемам, символам и аллегориям. Они использовались в медалях, фейерверках, украшали триумфальные арки. Но чаще всего, городские эмблемы изображались на военных знаменах. По военной реформе полки русской армии размещались в городах. Каждому полку надлежало иметь на своем знамени герб города - места дислокации.

Первоначально гербы на знаменах рисовали "не по правилам". Так, на знаменах тверских пехотного и драгунского полков 1712-1727 годов тверская эмблема представлена следующим образом: "знамя зеленое с изображением в верхнем углу у древка золотого трона под короною". Тверской герб этого периода метко прозвали "колоколом", ибо он на корону походил мало.

Для правильного рисования гербов в 1722 году было создано специальное учреждение - Герольдмейстерская контора. На должность составителя гербов был приглашен из Франции знаток геральдики граф Франциск Санти. Он и стал автором нового варианта Тверского герба. Изменение внешнего вида тверской эмблемы объяснялось "европейзацией" геральдических форм при сохранении русской идеи прежнего символа. Рисунок короны и подушки Санти взял из книги "Символы и Емблемата", изданной в 1705 году. Напись под рисунком была довольно загадочная: "Прелестная вещь".

В 1729 году живописец Андрей Баранов представил рисунки знамен для 85 полков, в том числе и Тверского. Высочайшим Указом новый вариант тверской эмблемы был утвержден 8 марта 1730 года со следующим описанием: "на серебряном стуле на зеленой подушке золотая корона, поле красное". В знаменном гербовнике тверской герб помещен в золотом картуше, увенчанном царской короной. Интересен и необычен еще один вариант тверской знаменной эмблемы, известный по рукописи "Гербовник 1755 года и Бибиковы знамена". Представленный проект выглядит так: "Знамя розовое, в тумбе крест золотой и тумба золотая, кругом шесть звезд золотых".

В середине XIX века одним из первых был составлен герб Тверской губернии, утвержденный 8 декабря 1856 года. Его описание: "В червленом поле золотой трон, на нем царская на зеленой подушке корона. Щит увенчан императорскою короною и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Андреевскою лентою". Корона на новом гербе напоминала известную шапку Мономаха - древнейшую регалию русских царей. Составил этот герб герольдмейстер Бернгард Васильевич Кене. 10 февраля 1859 года он же составил и герб губернского города Твери. Изображение в щите практически копировало геральдический рисунок герба губернии. Но вот щит стал увенчиваться "царскою шапкою в виде венца Мономахова и окружен золотыми колосьями, соединенными Александровскою лентою". Этот вариант тверского герба остался мало известен для широкого круга горожан. Еще менее известным остался геральдический проект Б.В. Кене для губернского административного центра, сделанный в 1882 году.

Решением Тверского городского Совета народных депутатов от 16 ноября 1990 года восстановлен официальный статус исторического герба города Тверь, утвержденного в 1780 году.

Бежецк. Утвержден 10 октября 1780 г. Описание герба: "В верхней части щита герб Тверской. В нижней - куст малины в серебряном поле, которым весьма изобилуют окрестности сего города".

Бежецкий район

Белый. Утвержден 10 октября 1780 г. Описание герба: "В верхней части щита герб Смоленский. В нижней - два белых мешка с крупчатой мукой, перевязанные золотыми шнурами, в зеленом поле, дающие собою знать, что при сей знатной пристани оным продуктом производится великий торг".
Весьегонск. Утвержден 20 декабря 1781 г. Описание герба: "В верхней части щита герб Тверской. В нижней - рак черный в золотом поле, которыми воды, окружающие сей город, весьма изобилуют".
Вышний Волочек. Утвержден 2 апреля 1772 г. Описание герба: "Серебряный щит с вершиною горностаевого меха, на которой изображена Императорская корона, означающая милость и покровительство Ее величества. В конце щита на голубой волнистой терассе, изображающей воду, видна лодка нагруженная, показующая проход судов близь сего селения".
Зубцов. Утвержден 10 октября 1780 г. Описание герба: "В красном поле золотая стена со старинными зубцами".
Калязин. Утвержден 10 октября 1780 г. Описание герба: "В верхней части щита герб Тверской. В нижней - старинные деревянные монастырские ворота в зеленом поле, означающие собою древность монастыря того, по которому имя свое город сей получил".
Кашин. Утвержден 10 октября 1780 г. Описание герба: "В верхней части щита герб Тверской: в красном поле, на зеленой подушке, золотая корона. В нижней - в голубом поле, три ступки белил, каковыми заводами сей город весьма славится".

Кимры. Утвержден в апреле 1993 г. Описание герба: "В лазуревом щите на двойном пониженном серебряном шиповидном поясе плывущая золотая старинная ладья с веслами и российским флагом. На серебряном парусе в золотом овале червленый сапожек. В правой червленой вольной части щита золотая скамья, на зеленой подушке которой золотая же корона".

Красный Холм. Утвержден 20 декабря 1781 г. Описание герба: "В верхней части щита герб Тверской. В нижней - в голубом поле красный холм, означающий имя сего города".

Лихославль

Осташков. Утвержден 16 августа 1781 г. Описание герба: "Щит разрезанный: в золотом поле выходящий Императорский двуглавый орел, означающий милость и покровительство Ее Величества; в голубом поле - три рыбы серебряные, плывущие направо, изъясняющие рыболовный промысел и обильство рыб".

Описание герба города Осташкова, составленного герольдмейстером М.М. Щербатовым и утвержденного императрицей Екатериной II 2 апреля 1772 г.: "Асташкова слобода, жители сей слободы между протчих промыслов, имеют свое пропитание от изобильной ловли тут близ лежащего озера, что тако в гербе изображено. Щит разрезанной надвое горизонтальною чертою золото с голубым, в золотом поле виден рождающийся до половины Императорский двуглавый орел, с червленными языками, увенчан тремя коронами золотыми ж, означающей милость и покровительство Ея Императорского Величества; в голубом поле показующим воду, три рыбы серебреные плывущие с лева на право, изъясняющие рыболовный промыселъ и обильство рыб."

Ржев (Ржев-Володимиров). Утвержден 10 октября 1780 г. Описание герба: "В верхней части щита герб Тверской. В нижней - стоящий лев в красном поле (часть Володимирского герба)".
Старица. Утвержден 10 октября 1780 г. Описание герба: "Идущая с костылем старица, в серебряном поле".
Торжок. Утвержден 10 октября 1780 г. Описание герба: "В голубом поле 3 серебряные и 3 золотые голубя, имеющие красные ошейники".
Торопец. Утвержден 28 мая 1781 г. Описание герба: "В зеленом поле деревяная башня, а на ней положен золотой лук".

28. Перепланировка города после пожара 1763 г.

Регулярная перепланировка города после пожара 1763 года вобрала наиболее устойчивые и ценные элементы планировки средневекового города, сохранив Кремль, как главный градообразующий центр, объединивший исторические посады города. Трехлучевая43 планировочная структура улиц центральной части была положена в основу нового регулярного плана города.

К 1777 году все существовавшие в пределах вала посады были заново перепланированы по регулярному плану, сохранив каменные объемы церквей, включенных в застройку кварталов или ставших локальными доминантами небольших площадей. К концу XIX века Тверь в границах регулярного плана была застроена. В 1851 году открывается железная дорога Москва – Санкт- Петербург, строится комплекс Морозовского городка, возникает поселок Красная Слобода. Появляется новая меридиональная ось в развитии планировочной структуры города.

Тяготение промышленных зон к железной дороге обусловило появление вблизи каждого предприятия жилых слобод по типу регулярных сельских поселений с церковью, становившейся доминантой на небольшой прямоугольной площади – слобода у Драгунских казарм, Красная слобода, Каулинские Горки, Ведловская слобода и т.п. Соразмерность планировочных принципов построения кварталов слобод сложившейся исторической сетке города XVIII века, их сомасштабность застройки, послужила основанием для формирования общей планировочной структуры города XIX – начала XX века.

Генеральный план 1927 года (архитектор А. П. Иваницкий) удачно развил основные положения первого и последующих генеральных планов города, определил направления территориального развития города и заложил современную планировочную структуру. Последующие генеральные планы (кроме генплана 1938 года) развивали и уточняли основные планировочные принципы организации города. В процессе реализации изменялась этажность, уточнялись направления магистралей, размещались новые промзоны. Устойчивые элементы планировочной структуры города на протяжении трех веков оставались, в основном, неизменными и служили основным каркасом развивающегося города.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: