КУРСОВАЯ
Лекции
Маслова Юлия Александровна maslovaja@mail.ru
Января 2012
Курсовую можно не печатать, а присылать на почту.
Две направленности курсовых:
- Риторическая
- Воздействие (граничит с манипулированием)
Об истории. Откуда риторическая сторона. Лет 10 назад была модная дисциплина, «Педагогическая риторика». Учебник под ред Политовой «Риторика» - взяли за основу Аристотеля и новейшие исследования. Увы, сейчас из моды ушло, но методисты до сих пор работают.
Педагогическое общение. Это взаимодействие педагога и учащихся, обеспечивающее мотивацию, результативность, творческий характер и воспитательный эффект совместной коммуникативной деятельности. Особенность в том, что речь учителя и учеников рассматривается именно как коммуникативное взаимодействие, пусть и в учебной ситуации.
Оптимальное педагогическое общение. Это такое ПО, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности школьника. Обеспечивает хороший эмоциональный климат обучения, обеспечивает управление соц-псих процессами в детском коллективе и позволяют максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя и учащихся.
Функции педагогического общения
1. Информационно-коммуникативная. Обеспечивает познание, приобретение новых знаний и социального опыта.
2. Регуляционная организация совместной деятельности. Обеспечивает организацию учебного процесса, реализацию выбранной стратегии учителя, способы взаимодействия с учащимися, поведение учителя в конкретной учебной ситуации.
3. Аффективная. Эмоциональный контакт учителя с учащимися. Обеспечивает развитие личностных качеств учеников, его эмоциональной сферы, развитие эстетической восприимчивости, художественного вкуса учащихся.
4. Нормативная. Обеспечивает освоение норм речевого поведения. Школьники через общение с учителями усваивают нормы речевого поведения.
5. Актуализирующая. Обеспечивает реализацию индивидуальных особенносте личности.
Стили общения
- Авторитарный. Присуще зачастую учителям с большим стажем. Характерен деловой подход к учебному процессу, четкие установки, усредненное (стереотипное) отношение к ученику. При оценке так же руководствуется стереотипами.
- Демократический. Противоположный.
СО – индивидуальные особенности социального взаимодействия педагога и учащихся. СО находят свое выражение в особенностях характера взаимоотношений между учителем и учащимся, творческая индивидуальность учителя, особенности ученического коллектива.