Переменная личности исследуемого

Исследуемый (обследуемый, консультуемий, клиент, респондент) - центральная переменная психодиагностики. Она всегда учитывалась и должна учитываться в психологических исследованиях в вековом, половом, дифференциальном, педагогическом, социально-статусном и других отношениях.

Стоит иметь в виду, что в психодиагностици обследуемый выступает одновременно в двух плоскостях: как объект и как субъект взаимодействия. Конечно же, обследуемый - объект психологического познания, поскольку диагност должен в нем разобраться, выучить, понять. Но это живой человек и она активно взаимодействует с экспериментатором, хотя и понимает, что становится объектом манипулирования и познания, субъектом экзамена. Далеко не всем такая судьба представляется приятной, однако почти все люди поддаются искушению испытать и проверить себя.

Отношение обследуемого к обследованию, исследователю, ситуации, заданиям, в окончательном итоге к самой психологии во многом определяет достоверность диагноза, прогноза, консультирования. Ожидание обследуемого, способность открыться, доверие к исследователю, мотивация на обследование - все это промежуточные переменные, которые являются закладной эффективности психодиагностики.

Важным условием психодиагностики является создание ситуации вклю-чености обследуемого в обследование, в процесс межличностного и делового взаимодействия с исследователем. В спорте используется понятие ЀразминкаЀ, что означает подготовку и включение, ЀвтягиваниеЀ спортсмена в будущую деятельность. Что-то похоже предусматривается и в ситуации психодиагностического обследования: обследуемый должен адаптироваться, привыкнуть к обстановке и процедуре диагностики, к исследователю, ЀвтянутьсяЀ в задание, что должен выполнить.

Рядом с процедурной частью при организации психодиагностического обследования особенного значения приобретает предыдущее понимание самых обследуемых. Среди них большинство составляют лица с заниженными самооценками и повышенной тревожностью. Психолог еще к обследованию знает, что у таких людей есть сложность либо в основной (трудовой, учебной) деятельности, либо в межличностных отношениях, в коммуникативной сфере, в сфере общения и др. Уточнение этих позиций не составляет трудов. Однако психологам также известно, что проблемы в области основной трудовой деятельности по большей части связанные с эмоционально-волевой и мотивационной сферой личности, возможно нереализованными задатками и способностями, самооценкой и домогательствами. Проблемы в межличностных отношениях имеют, как правило, неуравновешенные и активные люди, которые не умеют сдерживать свои эмоции и чувства, их импульсная и несдержанность, прямолинейность и, нередко, неловкость создают осложнения в отношениях. Психологу всегда необходимо иметь соответствующие установки на проблемы своих клиентов и организовывать диагностические процедуры не только на их проверку и уточнение, но и на соответствующий тип личности, для того чтобы снять процедурные препятствия и артефакты, которые выходят от так называемой переменной обследуемого.

Как показывает опыт, всех обследуемых, которые добровольно дали согласие на психологическое обследование (для себя), условно можно разделить на группы с разными мотивами:

Обследуемые, которые в результате обследования рассчитывают на смены на лучшее, желают изменений и ожидают подсказок или внешней поддержки собственных установок на самоусовершенствование или исправление каких-то своих изъянов, недостатков. Цель обращения в таком случае, как правило, консультативная.

Обследуемые, в основе жизненного кредо которых лежит неугомонная любознательность. Такие люди желают узнать о чем-то новом, даже неважно, из какой области, главное, чтобы это было интересно и раньше неизвестно. Страсть познания нередко приводит их в психологию, экстрасенсорику, соционику, биоинженерию. Цель - получить интересного собеседника, сверить свои ориентиры, что-то взять для себя.

Обследуемые - Ѐ любители острых ощущенийЀ, для которых ощущение неожиданных, необычных, неясных ситуаций важнее спокойных и ясных дел. Такие люди ожидают от психологических исследований эмоционального разгара, эйфоричных состояний, мистических метаморфоз, всплеска фантазии, заострения чувств. Для них визит к психологу - это определенный магический трюк, способный поддержать иллюзорное представление о жизни, подкрепить в себе эмоциональное начало.

Выразительность и соединение названных мотивов во многом зависит от психологических познаний людей, а они в разных обследуемых неодинаковые. В соответствии с этими критериями встречаются разные типы обследуемых. Наиболее яркие из них:

1. Обследуемый - ЀновичокЀ.

Имеет очень неясное представление о психологии, никогда не принимал участия ни в каких психодиагностических обследованиях. Это в определенном содержании ЀчистыйЀ обследуем: не имеет никаких предвзятых представлений, пусть даже и позитивных. Как для научных, так и для прикладных исследований это наиболее благоприятный контингент.

2. Ѐ Позитивный профессионалЀ.

Он уже принимал участие в психодиагностических обследованиях и приобрел позитивный опыт, открыл для себя что-то новое, интересно. У него осталось позитивное и приятное впечатление об ощущении тестирования. У него сложилась мысль о психологе, как о добром и мудром исследователе.

3. Ѐ Негативный профессионалЀ.

Уверенный, что никакая наука не может помочь человеку. Он считает, что никто не знает себя лучше, чем он сам. Предыдущие обследования убедили его в том, что ничего нового, а тем более интересного там нет, осталось впечатление, что в тестировании его ЀраздеваютЀ, Ѐлезут в душуЀ. Контактом с психологом он остался неудовлетворенный.

Естественно, что каждый человек переносит свой опыт общения с конкретным психологом (диагностом) на психологическую практику вообще. Еще и потому так важно учитывать в психодиагностици переменную, связанную с категорией обследуемых. Правильно организованный инструктаж, доверчивость, мотивация, обратная связь (информирование за результатами обследования) могут максимально нивелировать негативные установки и вызывать резвый интерес к психодиагностическому взаимодействию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: